Главная / Русское искусство / Юрий Булычев «Творчество А. Куприна, А. Чехова, М. Горького, И. Бунина»

Юрий Булычев «Творчество А. Куприна, А. Чехова, М. Горького, И. Бунина»

Классические культурные традиции в поэзии и прозе, «дух времени»

Александр Иванович Куприн

Александр Иванович Куприн

Своеобразная духовная обстановка начала века способствовала появлению новой тематики и дальнейшему развитию выразительных форм художественной словесности в русле традиции русской классической культуры.

Прочной связью с этой традицией и в то же время глубокой творческой новизной характеризовалась поэзия Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966). Выступив на литературном поприще в годы расцвета символизма и авангардистских поисков, Анна Ахматова (Горенко) отличалась психологической тонкостью и глубиной восприятия, точностью поэтического слова, реалистичностью письма. В 1912 г. вышла первая книга поэтессы –“Вечер“, имевшая головокружительный успех. “Перед читателями десятых годов, — пишет исследователь творчества Ахматововой, – привыкшими к пестроте поэтических групп, к символистским провалам и безднам, жеманничанью дамской поэзии, к декадентской распутице, возник художник большой и своеобразной силы…Сочетание нежности, которая могла показаться беззащитной, с твердостью характера, шепота любви и прямого языка страсти, интонаций отчаяния и веры, молитв и проклятий, – все это отозвалось в стихах, отграненных волею художника, словно алмазы… Она рвала цепи, опутывавшие, по традиции веков, женское сердце, человеческое чувство, и эти железные оковы чудодейственной силой поэзии превращала в чистое золото лирики, а кандальный звон в нежнейший звук лиры“[1].

Масштабность, самобытность и в то же время “классичность“ поэтического мира Ахматовой в русской культуре осознавалась постепенно, в течение многих лет. В 1910 же годы оригинальная связь творчества поэтессы с “золотым веком“ отечественной литературы была не столь очевидна, в силу тесной связи Ахматовой с группой поэтов, назвавших себя акмеистами. Название было образовано от древнегреческого понятия “акме“ – “вершина“. В группу акмеистов входили Н.Гумилев, С.Городецский, М.Зенькевич, О.Мандельштам, Е.Кузьмина-Караваева и др. Они призывали преодолеть символизм, считая поэтически ложным его разрыв с действительностью и блуждание в сумрачном мире мистики и оккультизма. Сам по себе акмеизм не стал сколько-нибудь значительным явлением в развитии русского поэтического сознания. Но реабилитация акмеистами чувственно очевидной реальности, объективно сущей всемирности, с ее зримыми, плотскими, многокрасочными, полнозвучными, безусловно ощутимыми предметами, а соответственно и реабилитация традиционной определенности словесных значений, способствовали утверждению безусловной ценности принципов классической культуры.

Потребность реалистического освоения жизни художественным сознанием была весьма остра в России начала века, в виду многогранного кризиса традиционного общества, развития новых социальных укладов, нарастающих противоречий между старым и новым во всех областях общественного существования. Стремление отразить правду исторической действительности, запечатлеть социальный образ России конца XIX – начала ХХ века, выявить новые темы человеческого бытия, новые идеи и настроения различных социальных слоев определяло творчество крупных писателей-реалистов рассматриваемого периода. Этот реалистический подход определял и круг средств художественного выражения, используемый литераторами, от протокольно точного очерка до иронического рассказа, символических аллегорий и социально направленных повествований.

Среди писателей-реалистов начала века следует поставить на видное место Александра Ивановича Куприна (1870 -1938). Куприн был приверженцем критического реализма, причем отличался большим жизненным опытом, яркой художественной выразительностью, умением занимательно строить сюжет.

Писатель прошел сложный жизненный путь. Не имея призвания к военной службе, он, по настоянию матери, 10 лет провел в закрытых военных учебных заведениях. Кадетский корпус, Александровском училище, служба подпоручиком в пехотном полку в глухой провинции, затем отставка в 1894 году, мелкая литературная работа в Киеве, скитания в поисках работы, работа грузчиком, пение в церковном хоре, служба землемером, изучение врачебного дела – все это расширяло жизненный кругозор писателя. Во второй половине 1890-х годов Куприн приобрел известность повестью “Молох”. В ней он одним из первых среди русских писателей изобразил, по впечатлениям от Донбасс, российский капитализм. Название повести символично – библейское божество Молох постоянно требовало человеческих жертв. Ветхозаветный символ неумолимой, бесчеловечной силы Куприн перенес на капиталистическую систему. В своей знаменитой повести автор нарисовал панораму огромного завода, на 50 кв. верстах, с 4-мя доменными печами , паровозами и железными дорогами – завода, который порабощает и физически уничтожает тысячи рабочих. Главный герой повести инженер Бобров невольно чувствует себя убийцей, ибо из 30 тыс. трудящихся на заводе рабочих ежегодно погибает 180 человек и большинство рабочих не доживают до 45 лет. Повесть заканчивается забастовкой, поджогом завода и полным отчаянием Боброва.

В “Молохе” очевидны антикапиталистические ценностные установки, озабоченность поиском нравственных и гуманных принципов общественного бытия. Подобные же мотивы чувствуются в повести Куприна “Кадеты” и в романе “Поединок”, в которых писатель выразил свой опыт аремейской жизни. Под влиянием знакомства с М.Горьким у Куприна усиливается обличительный пафос в отношении окружающего общества. Особенно показателен в этом отношении роман “Поединок”’, посвященный Горькому (1905 г.) Центральный герой романа молодой офицер Юрий Ромашов – человек безвольный и малообразованный – погибает на нелепой дуэли. Нелепая жизнь в армии, казарменные нравы, грубые попойки офицеров и глупая смерть в конце – таково безысходное содержание произведения, продолжающего ключевую для русской литературы тему “маленького человека”. Не удивительно, что “Поединок” прекрасно вписался в общественное настроение российской “прогрессивной” интеллигенции, проникнутое враждебностью к армии, офицерству, неприятием социальной действительности и тоской по неким великим и светлым идеям. Куприн вместе с этой интеллигенцией   был не чужд надежд на грядущее обновление человечества. Далеко не случайно в наследии писателя появляется рассказ “Тост”, в котором автор пророчествует о счастливом обществе будущего в духе социалистических мечтаний.

Большой вклад в оформление образа России конца XIX – начала ХХ века внес другой выдающийся писатель, получивший известность еще во второй половине XIX в. – А.П.Чехов (1860-1904).

Чехов, вошедший в русскую литературу в 1880-х годах, был новатором в истории отечественной художественной словесности. Мастер “малой формы”, короткого рассказа, Чехов отличался каким-то особым, то ироническим, то бесстрастным описательством, и у него многие критики находили отсутствие вообще всяческих убеждений и идеалов. Чехов умер в 1904 г., накануне революционного подъема, но, уходя, сильно выразил безысходность, безблагодатность сознания, самоощущения и существования средней интеллигенции и мещанства. Чехов – певец настроения среднего слоя, жизнь которого протекает между возвышенными интересами творческих интеллигентов, с одной стороны, и крепкими жизненными инстинктами простонародной России. Это межумочное мироощущение среднего интеллигентско-мещанского слоя Чехов описывает как проникнутое чуждостью народу, безотчетной тоской, безверием, эгоизмом. Причем писатель как бы намекает на возможность иной, сильной, красивой будущей жизни, прорваться к которой не способны его унылые, безвольные персонажи. Сквозь настроение бессмысленности и тоскливости, присущее чеховским рассказам, повестям, пьесам, вся Россия представлялась безысходной страной, сплошь населенной отрицательными персонажами – грубыми крестьянами, самодовольными и ограниченными чиновниками, невежественными священниками. Бессилие благих помыслов, нелепость конкретной русской жизни в конечном счете становятся доминантами в чеховском творчестве. На фоне добрых, но безвольных дворян, тоскующих интеллигентов и слабоумных деревенских мужиков Чехов рисует нового человека – хвата, капиталиста, забирающего в свои хищные руки патриархальную Россию и вырубающего ее “вишневые сады”. Чехов ясно видит стихийную грубость, антиобщественную направленность капиталистического уклада, а также его враждебность традиционной нравственной культуре Руси, беззащитной перед натиском буржуазного духа.

Эту же тему с исключительной силой поднял и развил в своем творчестве А.М.Горький (1868-1936). Он выступил как писатель в то время, когда русская общественность осмысливала исторические пути России, проблему выбора между капиталистической перспективой и социалистическим идеалом. Горький становится “буревестником” революции, певцом бунта, осуществляемого смелыми и сильными личностями, противостоящими слабым и больным душой людям. Горький противопоставляет старому русскому обществу образ нового человека – “босяка”, человека простого, бедного, стоящего на нижайших ступенях социальной иерархии, но обладающего здоровым инстинктом жизни и полного жизненной энергии. Горький проявляет одновременно романтизм и идеализм. Он страстно ищет путь реализации идеалов полнокровной жизни и социальной правды, что приводит писателя на позиции пролетарского социализма. Любя и ценя русскую интеллигенцию, симпатизируя вольным “босякам” – люмпенам, Горький признает как высший авторитет силу и волю рабочего класса, провозглашая его исторически ведущим классом России. Эту идею Горький воплощает в пьесе “Враги” и в романе “Мать”   (1906 г.), где персонализирует революционную силу пролетариата в образах большевиков, руководителей массового движения.

Горький во всех своих произведениях проявляет природный талант, свойство осмысливать поток явлений, но духовной глубины у него нет, ибо нет внутренней связи с глубинной, христианской традицией русской культуры.

Нет такого рода глубины и у весьма тонкого по художественному таланту писателя начала века И.А. Бунина (1870-1953).Выходец из обедневшей дворянской семьи, Бунин был воспитан отнюдь не в аристократическом духе, проникся уважением к народу и сочувствием жизни простых людей. Бунин непревзойденный рассказчик. В таки рассказах. Как “Антоновские яблоки”, ”Золотое дно“, ”Деревня”, “Суходол”, чувствуется глубокое знание русской сельской жизни и живая любовь к Отечеству. Современные Бунину критики много писали, что Бунин – певец старого барства, усадебной печали, осенней грусти, увядания дворянских гнезд, оскудения и запустения исконной, сельской России. Для этого есть достаточные основания. Бунин ценил патриархальные нравы, простоту старинных отношений между барами и мужиками. Но писатель был не художественным исследователем отечественных реальностей, а просто душевно сопричастным наблюдателем происходящего. Бунин затруднялся найти свое место в российской действительности. Он потому много путешествовал по стране, но Россия нигде не радовала его. Он видел как везде накапливается социальная ненависть, как капитализм вступает в противоречие со всем, что Бунин любил в старой России. Повсеместный грабеж народа, быстрое развитие вульгарного кулачества, неясность народных идеалов и смысла общероссийского существования – все эти моменты кризисной поры русской жизни Бунин описал в повести “Деревня”. Повесть была создана под влиянием Горького, с которым сблизился Бунин и который высоко оценил произведение, как исторически верное.

Итак, можно сделать вывод, что ведущие писатели реалисты, происходя из разных социальных слоев, в равной степени были объединены неприятием новой, грубой, буржуазной действительности. Они мечтали о высоких нравственных смыслах человеческой и общественной жизни, воспевая или старую Россию, как Бунин, или мечтая о социальной правде в духе пролетарского социализма, как Горький, или выражая неясную тоску по духовной красоте и социальной справедливости, как Чехов и Куприн. И это сходство своих творческих интенций, по-видимому, чувствовали сами названные писатели. Во всякой случае они относились друг к другу приязненно. В апреле 1899 г. Бунин, Чехов и Горький встретились на набережной Ялты. Чехов был уже знаменит, Бунин только начинал писательскую деятельность, Горький был близок к известности. У всех троих мелькнула мысль, что встретились писатели основных сословий России – дворянин Бунин, выходец из простого народа Горький, разночинец Чехов. При этом Горький грустно сказал Бунину: “А ведь Вы последний писатель из дворянства”. Так оно и оказалось. Близился новый период русской истории, где старой России места не было.

Предчувствие исторической катастрофы, по-видимому, было не чуждо всем названным писателям. Однако никто из них не проявил стремления художественно раскрыть трагическую перспективу развития социальных событий. Ожидание бури, воспевание грядущей революции, с одной стороны, и уныние, тоска, грустный взгляд в прошлое, с другой, определяли умонастроение большей части творческой интеллигенции.

[1] Павловский А. Анна Ахматова // Анна Ахматова. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1984. С.11-12.