Судебник 1550 г., Степенная книга, Лицевой летописный свод, Чин венчания на царство, Стоглав, Великие Четьи Минеи – все это памятники упорядочения общественно-государственной и церковной жизни в XVI веке. Стремление подчинить все вокруг определенной, строгой системе миропонимания, исходящее от церковной и государственной инстанций, распространяется также на семью и домашний быт людей того времени. Книгой, в которой содержались правила и нормы поведения в семье и частной жизни, предписывающие поступать определенным образом в разных житейских ситуациях, стал Домострой, или, как записано в заголовке одного из списков, «Книга, глаголемая Домострой, имеет в себе вещи зело полезны, поучение и наказание всякому християнину, мужу и жене, и чадам, и рабом, и рабыням».
Слово «домострой» включает в себя два славянских слова: «дому строитель». Слова эти были известны русскому человеку издревле. Но само сочетание «домострой» появляется в языке великорусской народности как эквивалентное греческому «экономик» (ойкос – дом, номос – закон, правление) только в XV веке [1].
Христианское мировоззрение, верно говорит историк Л.Н. Вдовина в своей статье о Домострое, на которую мы опираемся, характеризуя этот литературный памятник, представляло человека как некий микрокосм, «малый мир», частицу макрокосмоса, устроителем которого являлся сам Господь Бог, Вседержитель. Воспринимая весь мир как дом или храм Божий, древнерусский человек многозначно понимал домостроительство, видя в этом неустанную духовную работу. Дом был одним из источников внутренней гармонии, дававшим пищу и тепло очага, лад с родными и близкими, покой после трудов, уверенность в себе и окружающем мире. Картина мира была строго традиционной и основывалась на представлении о том, что ничто в мире не должно изменяться, а призвано лишь повторяется год за годом, цикл за циклом, как бы совершая движение по кругу. Поэтому большое значение придавалось, опыту поколений, а следование заветам предков рассматривалось как залог личного благополучия, хозяйственного успеха.
Желанием передать накопленный опыт, предостеречь от ошибок объясняется распространенность в традиционном обществе не только Московской Руси, но и Западной Европы жанра поучений и наставлений. Исследователи находят параллели русскому Домострою в западноевропейской назидательной литературе, в таких произведениях как Поучение сыну заточника в Бари (XII в.), Рассуждение об управлении семьей Пандольфини (середина XV в.), Совет отца своему сыну (XIV в.), Поучение дочерям (конец XIV в.), Парижский хозяин (XV в.) и других. Из сочинений древнерусской литературы Домострой связывали по форме с Поучением Владимира Мономаха. Несомненное влияние на Домострой оказали популярные на Руси с XIV в. сборники Измарагд, Золотая Цепь, Златоуст. Но при всей общности идей и взглядов, питавших дидактическую литературу Древней Руси и Западного Средневековья, Домострой – явление глубоко русское. Характер изложения, политические представления, хозяйственный опыт и традиции, наконец, язык памятника, отмечает Л.Н. Вдовина, – все это принадлежит эпохе развития и укрепления российского централизованного государства, несет на себе отпечаток русской жизни конца XV – первой половины XVI в.
Домострой был составлен первоначально в Новгороде в последние десятилетия XV в. Это был сборник наставлений и советов, обращенных к ремесленно-купеческому городскому люду. Дальнейшая судьба Домостроя связана с именем государственного и церковного деятеля священника Сильвестра, который в середине XVI в. подверг его композиционной переработке и ввел дополнения [2] .
Рассматриваемый памятник русской бытовой культуры в различных списках состоит из разного числа глав – 63, 64, 67 и имеет в некоторых вариантах предисловие, содержащее оглавление книги. Весь Домострой можно разделить на три части. Первая, именуемая в предисловии «О духовном строении, поучении и наказании от отцев духовных», посвящена религиозно-нравственным вопросам. Вторая – «Наказ о мирском строении» – содержит главным образом советы о взаимных отношениях членов семьи. Третья – «О домовом строении» – касается вопросов ведения домашнего хозяйства.
Домострой отразил строгое, патриархальное, религиозно ответственное и в то же время человеколюбивое мировоззрение эпохи Московской Руси. В основе всех домостроевских наставлений лежит уверенность в том, что спасение души является важнейшей земной задачей человека. Поэтому христианам необходимо соблюдать все церковные обряды и евангельскую заповедь о любви к ближним. Поскольку Церковь и государство совместно обеспечивают возможность осуществления смысла христианской жизни, то православный человек должен следовать церковному учению, почитать духовных отцов, повиноваться царской власти, служить государю верой и правдой. «Царя бойся и служи ему верою, – учит Домострой, – истину отвещай ему, яко самому Богу, и во всем повинуйся ему».
Государство и семья по Домострою связаны неразрывно. Государство строится на семейном основании и как царь есть глава державы, так глава дома есть государь своего хозяйства. Он не просто владелец имущества, начальствующий над женой, чадами и домочадцами, но религиозно-нравственный руководитель дома, на совести которого лежит духовное здоровье всех его обитателей, а также воспитание детей. Владыка дома призван думать «не о себе едином», а обо всех членах семьи, включая и слуг. За них он ответственен пред Богом и будет держать ответ в день Страшного суда.
Обязанность и ответственность перед Богом, царем, Церковью, обществом за домоустройство давали хозяину широкие права: он волен был наказывать, жаловать, наставлять. Чтобы научить «благоразсудливому и порядочному житию», он должен был содержать всех домашних в строгости, непослушных вразумлять поначалу «рассуждением», а если не поможет, то и плетью постегать, но притом бить «вежливенько», «за руку держа». Рекомендовалось по уху, «по виденью», по сердцу «ни кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никоим железным или деревянным не бить». Глава семьи должен был сдерживаться, помня, что неумеренные наказания могут причинить увечья, привести к слепоте, глухоте, вывихам, головной и зубной боли. Поэтому лучше поучать без гнева, наедине, «не перед людьми», чтобы не обидеть, а после наказания «примолвити да пожаловати».
Детей с раннего детства Домострой советовал воспитывать в «страхе Божием», не скупясь на наказания. Отношения повиновения распространялись на всех живущих в доме: пред его владыкой все были как дети. Особое место в семейной иерархии занимала государыня, жена домохозяина.
Домострой по всем приметам отразил быт и хозяйство зажиточного горожанина, купца или ремесленника, того «у кого сел нет», но есть холопы и наемные слуги. Домострой призывает к бережливости и содержит подробнейшие советы о том, как мыть, считать и убирать посуду, шить с запасом, на вырост одежду, убирать праздничное платье. Заданный Домостроем идеал домоустройства сводился к тому, чтобы дом был таким «как в рай войти». Это позволяет распространить многие черты домашнего быта, а тем более нравственные уставы, очерченные в Домострое, не только на городскую верхушку, а в определенной степени на все общество. Вера в Бога, верность царю, почитание властей, бережливость, трудолюбие, терпение, трезвость, забота о близких, строгость во всем, гостеприимство, взаимовыручка, нищелюбие – таков далеко не полный перечень христианских качеств, которыми в Домострое наделены идеальные хозяева дома – государь и государыня.
[1] См.: Вдовина Л.В. Домострой – «зерцало» быта, традиций и обычаев русского народа // Домострой. – Ярославль, 1991. С.6.
[2] Сильвестр происходил из Новгорода, где он содержал мастерскую по изготовлению икон и книг, снабжая ими церкви и монастыри. Он был близок к Новгородскому и Псковскому архиепископу Макарию, который, став митрополитом Московским, не забыл о нем. Сильвестр получил приглашение в Москву и в 1545 г. был определен священником Благовещенского собора в Кремле. Человек книжный, по отзыву Максима Грека, «многоученый», яркий проповедник, Сильвестр стал заметной фигурой при дворе царя Ивана IV, вошел в круг деятелей так называемой Избранной рады. Среди русских книжников, определивших политическую и культурную жизнь русского общества середины XVI в. имя Сильвестра занимает достойное место. Он участвовал в подготовке и редактировании Судебника 1550 г., Стоглава (1551), свода церковных правил и порядков, Великих Четей-Миней. Но основным произведением Сильвестра стал Домострой. Не один десяток лет ученые ведут спор о том, был ли Сильвестр автором или переписчиком и редактором Домостроя, дополнившим его Посланием от отца к сыну. Дело в том, что рукописная традиция сохранила более 30 списков трех редакций памятника и до сих пор дискуссия об авторстве и времени создания редакций Домостроя не завершена. Однако в любом случае участие Сильвестра в работе над Домостроем остается бесспорным.