Главная / Русское искусство / Юрий Булычев «Развитие отечественной литературы в Елизаветинский период»

Юрий Булычев «Развитие отечественной литературы в Елизаветинский период»

Василий Кириллович Тредиаковский

Василий Кириллович Тредиаковский

Елизаветинский период сыграл заметную роль в процессе формирования предпосылок русской классической литературы. Одним из видных писателей в то время оставался Василий Кириллович Тредиаковский (1703 – 1768), начавший свою творческую деятельность в царствование Анны Иоанновны. Тредиаковский был сыном священника. Детские годы его прошли в Астрахани, где он изучил латинский язык в школе католических монахов. Затем он учился в Славяно-греко-латинской академии. В академии он начал занятия литературой. Для пополнения образования, Тредиаковский отправился за границу, в Голландию и во Францию. Париж и французская литература его очаровали. Однако за границей усилилось чувство родины и любовь к своему великому Отечеству. В 1728 г. в Париже были написаны и впервые опубликованы в 1730 г. «Стихи похвальные России». В них, в частности, говорится:

 

Россия мати! Свет мой безмерный!

Позволь то, чадо прошу твой верный,

Ах, как сидишь ты на троне красно!

Небо Российску ты Солнце ясно!

 

Красят иных всех златые скиптры,

И драгоценна порфира, митры;

Ты собой скипетр твой украсила,

И лицем светлым венец почтила.

 

О благородстве твоем высоком

Кто бы не ведал в свете широком?

Прямое сама вся благородство:

Божие ты, ей! светло изводство.

 

В тебе вся вера благочестивым,

В тебе примесу нет нечестивым;

В тебе не будет веры двойныя,

К тебе не смеют приступить злые.

 

Твои все люди суть православны

И храбростью повсюду славны;

Чада достойны таковой мати,

Везде готовы за тебя стати.

 

Чем ты, Россия, не изобильна?

Где ты, Россия, не была сильна?

Сокровище всех добр ты едина,

Всегда богата, славе причина. (…)

Вернувшись в Россию (1730), Тредиаковский издал подборку своих любовных стихотворений на русском и французском языках и стал служить переводчиком при Академии наук. В 1734 г. им была написана «Ода торжественная о сдаче города Гданьска» – первая русская ода. В трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) Тредиаковский выступил как реформатор русского стихосложения, подчеркнув роль ударения и впервые применив понятие стопы. Это сочинение положило начало преобразованию силлабического стихосложения в силлабо-тоническое, окончательно осуществленное М.В.Ломоносовым и А.П.Сумароковым.

При дворе Анны Иоанновны Тредиаковский занимал положение придворного шута, подвергаясь унизительным насмешкам. При Елизавете его положение несколько улучшилось. В 1745 г. Тредиаковский получил звание профессора. Он был плодовитым, патриотически настроенным литератором, который вел борьбу с иностранцами, захватившими в Академии все значительные должности. Великим поэтом он не стал, но в истории русской культуры занял достойное место. Его стихотворения освещены живым национальным чувством. В «Похвале ижёрской земле и царствующему граду Санктпетербургу» (опубликована в 1752 г.) Тредиаковский славит невскую столицу в качестве символа стремительного исторического развития России:

 

Приятный брег! Любезная страна!

Где свой Нева поток стремит к пучине.

О! Прежде дебрь, се коль населена!

Мы град в тебе престольный видим ныне. (…)

Преславный град, что Петр наш основал

И на красе построил толь полезно,

Уж древним всем он ныне равен стал,

И обитать в нем всякому любезно.

 

Не больше лет, как токмо с пятьдесят,

Отнеле ж все хвалу от удивленной

Ему души со славою гласят,

И честь притом достойну во вселенной.

 

Что ж бы тогда, как пройдет уж сто лет?

О! вы, по нас идущие потомки,

Вам слышать то, сему коль граду свет,

В восторг пришед, хвалы петь буде громки. (…)

К бесспорным заслугам Тредиаковского следует отнести понимание того, что настоящие формы русского стиха надо искать в нашей народной поэзии. При этом он полагал, что величайшие примеры всех родов поэтического творчества дали греки и римляне и, чтобы основать собственную литературу, необходимо усваивать опыт древней классической поэзии. Собственные образцы новой литературной формы, данные Тредиаковским в виде од, песен, эпиграмм и целых поэм, не были вполне удачными, что особенно заметно современному читателю. Однако современникам Тредиаковского, жившим в допушкинскую эпоху, его произведения нравились, доказывая возможность русской национальной литературы и прокладывая путь ее дальнейшего развития.

Униженный в царствование Анны Иоанновны, недооцененный Елизаветой и Екатериной, Тредиаковский, находясь в отставке с 1759 г., испытывал значительные материальные трудности и умер в нищете.

Другим крупным деятелем литературы рассматриваемого периода был Александр Петрович Сумароков (1717– 1777). Он происходил из старинного дворянского рода, учился сперва дома, а с 14 лет в Сухопутном Шляхетском корпусе, закончив который, служил адъютантом у гр. Миниха, затем у гр. Г.И.Головкина и у гр. А.К. Разумовского, причем дослужился до бригадирского чина.

Литературой Сумароков начал заниматься еще в кадетском корпусе, где писал стихи, любовные песни, оды, подражая французским поэтам и перелагал стихами псалмы. В 1740 г. он написал две поздравительных оды императрице Анне Иоанновне. Придворные спектакли итальянской труппы развили в Сумарокове любовь к театру и к драматической литературе. Начиная с 1747 г. писатель занялся драматургией и напечатал свою первую драму «Хорев», имевшую громадный успех. Всего им было написано девять трагедий и двенадцать комедий, послуживших отечественным репертуаром для учрежденного в 1756 г. первого публичного русского театра. В 1756 – 1761 гг. Сумароков был директором этого театра в Санкт-Петербурге, в 1755 г. поставил на сцене первую русскую оперу «Цефал и Прокрис», в 1751 г. написал драму «Пустынник», в 1758 г. – трагедию «Ярополк и Демиза». Кроме того, он сочинял сатирические стихотворения, басни, эпиграммы, оперы, аллегорические пьесы. Его перу принадлежат работы, программные для развития русской литературы в XVIII веке: «Епистола о русском языке» и «Епистола о стихотворстве», изданные в 1748 г. Он видел главный смысл учения у Запада в том, чтобы по его примеру создать русский литературный язык и стиль:

 

Такой нам надобен язык, как был у греков,

Какой у римлян был, и, следуя в том им,

Как ныне говорят Италия и Рим,

Каков в прошедший век прекрасен стал французской

Иль, ближе объявить, каков способен русской (…)

Сумароков явился видным представителем русского басенного творчества, обличая гордость, невежество, глупость человеческие. Примером в этом отношении может служить притча «Жуки и пчелы» (написана в 1752 г., опубликована в 1762 г.):

 

Прибаску

Сложу

И сказку

Скажу.

Невежи Жуки

Вползли в науки

И стали патоку Пчел делать обучать.

Пчелам не век молчать,

Что их дурачат;

Великий шум во улье начат.

Спустился к ним с Парнаса Аполлон

И Жуков он

Всех выгнал вон,

Сказал: «Друзья мои, в навоз отсель подите;

Они работают, а вы их труд ядите,

Да вы же скаредством и патоку вредите!»

 

Чрезвычайно самолюбивый, Сумароков считал себя создателем и главой русской литературы. Поэтическое творчество его было весьма разнообразным по жанрам: это и торжественные оды, и стихотворные сатиры, и элегии, и басни, и песни, пользовавшиеся большим успехом. Он был достаточно знаком с французской литературой, считая пределом совершенства Расина, Корнеля, Мольера и, особенно, Вольтера. Его трагедии на русские сюжеты были подобием французских драм, а комедии – грубоватыми фарсами на однообразные темы. Наиболее живыми из его произведений остаются те, где мелькают сатирические картинки русского быта. Злейшими врагами Сумарокова и предметом его усердных обличений были подьячие.

Сумароков также проявил себя как прозаик и журналист. В 1759 г. он издавал первый в России частный журнал «Трудолюбивая пчела».