25 ноября 1741 г. при решающей роли гвардии Елизавета была провозглашена императрицей. Она царствовала не без пользы и не без славы для своего Отечества 20 лет по 25 декабря 1761 г.
Елизавета была хороша собой. Герцог Лирийский писал: «Принцесса Елизавета, дочь Петра I и царицы Екатерины, такая красавица, каких я никогда не видывал. Цвет лица ее удивителен, глаза пламенные, рот совершенный, шея белейшая и удивительный стан. Она высокого роста и чрезвычайно жива. Танцует хорошо и ездит верхом без малейшего страха. В обращении ее много ума и приятности, но заметно некоторое честолюбие»[1].
С присущими ей умом, добротой, простотой в общении, но беспорядочным и своенравным характером Елизавета Петровна была весьма русским человеком. Попав, в водоворот между двумя встречными культурными потоками, она воспиталась среди новых европейских веяний и преданий благочестивой отечественной старины. Елизавета отличалась религиозностью, любила церковное пение, могла молиться часами, стоя на коленях, соблюдала все посты, во время которых питалась хлебом, квасом и вареньем. Вместе с тем, она превратила дворец в театр, выписав итальянских певцов, устраивая бесконечные спектакли и пышные маскарады. Периоды молитвенной сосредоточенности и поездки на богомолья чередовались у Елизаветы с шумными балами, иногда продолжавшимися двое суток подряд.
После вступления Елизаветы на престол все немцы были устранены от государственных дел, началось покровительство верховной власти православию и строительству национальной культуры. До конца жизни дочь Петра не нарушала торжественного обещания, данного при вступлении на престол, никого не подвергать смертной казни. Указ 17 мая 1744 г. фактически отменял смертную казнь в России, а уголовная часть Уложения, составленного в 1754 г. и одобренного Сенатом, не была утверждена императрицей, так как предусматривала наказание смертью.
Предшествующее десятилетие было подвергнуто критическому обличению. Даже в церковных проповедях осуждалось антинациональное царствование Анны. В стране начался подъем православного и национально-патриотического настроения. Это было время, когда Россия была воспринята русскими как самостоятельная величина, призванная жить для себя и все делать по своему. Образованное общество, продолжая поклонение Петру Великому, почувствовало свою национальную самобытность как ценность и устремилось к обеспечению действительного самобытия Российского государства и русской культуры. В этом взгляде выразилось ощущение народной и государственной силы. Однако Елизаветинскому времени не хватало глубины и развитости культурного самосознания. Роковые противоречия реформированной России еще не были опознаны и исследованы, еще не сложилось должного иммунитета от бессознательного подражательства иноземным формам культурной жизни. При дворе Елизаветы и на верхах дворянского общества стало распространяться французское поветрие. Французские идеи, французский язык, влияния французской литературы именно в этот период начали укореняться в оторванной от народа дворянской культуре.
Таким образом, Елизаветинский период явился временем подъема русских патриотических чувств, восстановления авторитета православных ценностей, развития русских национально-культурных устремлений, но еще не временем формирования нового русского культурного самосознания. Этим объясняется распространение патриотически-риторических форм в литературе и историографии рассматриваемого времени, ярким примером чего может служить творчество Ломоносова.
В царствования Елизаветы довольно много было сделано для развития экономики, науки, искусства, народного просвещения. Правительство отменило внутренние таможенные пошлины, открыло государственный заемный банк для улучшения экономического состояния помещиков, способствовало сбору статистических и географических сведений о России.
Как подчеркивает Т.С. Георгиева в своем обзоре истории русской культуры, Елизавету Петровну можно причислить к первым экологам в истории нашей страны, а возможно, и в мировой цивилизации, поскольку императрица предприняла меры к охране лесов и издала указы о закрытии винокуренных, стекольных и железоделательных заводов на расстоянии 200 верст вокруг Москвы [2].
В 1755 г. был основан Московский университет с тремя факультетами: философским, юридическим и медицинским. При университете учредили две гимназии для дворян и для разночинцев. Гимназист, становясь студентом, получал шпагу и соответственно дворянское достоинство. Закончив университет, студент получал обер-офицерский чин. Указ об основании Московского университета был подписан императрицей Елизаветой в день памяти мученицы Татьяны 12 (25) января, в силу чего Татьянин день стал днем студента в России.
В 1756 г. был открыт русский театр в Санкт-Петербурге, директором которого стал А.П. Сумароков, а во главе труппы был поставлен Федор Григорьевич Волков, который получил известность организацией театра в Ярославле.
В 1757 г. последовал указ об учреждении в столице Академии художеств. Мысль о необходимости такого учреждения появилась впервые у Петра Великого, но он не успел ее осуществить. Теперь же его дочь воплотила замысел отца.
Развитию науки, искусства, просвещения в России немало способствовал видный государственный деятель Елизаветинской эпохи граф Иван Иванович Шувалов (1727 – 1797). Шувалов пользовался благосклонностью императрицы до самой ее смерти. В последние годы царствования Елизаветы все важные дела проходили через руки Шувалова. Именно он хлопотал об открытии первого русского университета в Москве, приложил много труда к его устройству и стал его первым «куратором». При Московском университете Шувалов устроил типографию и основал газету «Московские ведомости», которая стала выходить с 1756 г. Шувалов покровительствовал Ломоносову, а также многим литераторам и художникам. Он поддерживал отношения с учеными и литераторами Западной Европы: был в переписке с Вольтером, Гельвецием.
При активном участии Шувалова возникла Академия художеств, находившаяся в его заведовании до 1763 г. Он выпросил у императрицы 100 картин для Академии, которые послужили основанием академической коллекции, привлек к работе нового учреждения иностранных и русских художников, специалистов по искусству, покрывал превышающие казенные средства расходы Академии из собственного кармана, выискивал для ее нужд конфискованные казной дома, выходящие на Неву.
После восшествия на престол Екатерины II Шувалов уехал за границу, где прожил 14 лет. Когда Шувалов вернулся в Россию в 1777 г., он был назначен обер-камергером и стал постоянным собеседником Екатерины. У него собирались образованнейшие люди того времени. С княгиней Дашковой он разделял труды по изданию «Собеседника любителей российского слова». Шувалов один из первых восхищался стихами Державина и содействовал его известности, распространив между своими знакомыми оду «Фелица».
[1] Россия XVIII в. глазами иностранцев. Л.: Лениздат, 1989. С. 247.
[2] См.: Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. М.: Юрайт, 1999. С. 163.