Главная / История Российской империи / Юрий Булычев «Смутное состояние русского государства и общества в период от смерти Петра I до воцарения Елизаветы»

Юрий Булычев «Смутное состояние русского государства и общества в период от смерти Петра I до воцарения Елизаветы»

Таннауер И.Г. Портрет Петра I на смертном одре. 1725. ГЭ

Таннауер И.Г. Портрет Петра I на смертном одре. 1725. ГЭ

После смерти Петра Великого во главе России оказались его ближайшие сподвижники. Они не усвоили государственной идеологии царя-преобразователя, отчасти потому, что были к этому малоспособны, отчасти потому, что воспитательные методы Петра, зачастую прибегавшего к своей знаменитой дубинке, могли содействовать воспитанию дворовых слуг царя, а не государственных мужей. В.О.Ключевский пишет, что петровская компания, оставшись без государя, начала дурачиться над Россией тотчас по смерти преобразователя. «Суровая воля преобразователя объединяла этих людей призраком какого-то общего дела. Но когда в лице Екатерины I на престоле явился фетиш власти, они почувствовали себя собой и трезвенно взглянули на свои взаимные отношения, как и на свое положение в управляемой стране: они возненавидели друг друга, как старые друзья, и принялись торговать Россией, как своей добычей. Никакого важного дела нельзя было сделать, не дав им взятки; всем им установилась точная расценка с условием, чтобы никто из них не знал, сколько перепадало другому. Это были истые дети воспитавшего их фискально-полицейского государства с его произволом, его презрением к законности и человеческой личности, с притуплением нравственного чувства… Дело Петра эти люди не имели ни сил, ни охоты, ни продолжать, ни разрушать; они могли его только портить»[1].

В период от 1725 до 1762 г. правители России попадали на престол либо посредством дворцового переворота, либо путем дворовой интриги. Вина за это лежит на самом Петре I, который заменил оба традиционных порядка престолонаследия (династическую преемственность и соборное избрание) личным усмотрением царствующей особы. Почти все правители в этот период, включая Екатерину II, приходили к власти при участии гвардии, что расшатывало основания законности и легитимности государственного порядка, разрушало преемственность проводимой политики, вредило развитию культуры и русского культурного самосознания. «Первые годы после смерти Петра I, вообще говоря, ужасны, – пишет вдумчивый исследователь истории русской литературы. – Извержение вулкана закончилось, огонь потух, взгляд созерцает только следы разрушений. Пованивает гарью. Литература в обмороке. Русский язык, еще недавно столь мощный у Аввакума, представляет собой уродливое и жалкое зрелище: на треть это варваризмы, на треть – площадная и рыночная лексика, на треть – церковно-славянские слова, которые в подобной компании выглядят особенно дико» [2].

Одной из наиболее мрачных страниц отечественной истории явилось правление Анны Иоанновны – дочери старшего брата Петра Великого, царя Иоанна V, – которая вступила на престол совершенно неподготовленной и не проявила способности к серьезной государственной деятельности. Правда, и при этой императрице предпринимался ряд правительственных мер, способствовавших дальнейшему развитию образования, науки, культуры, экономики. Так в начале 1730-х годов в Петербурге был учрежден Сухопутный Шляхетский кадетский корпус для обучения нескольких сотен дворянских детей в возрасте от 13 – до 18 лет и подготовки их к офицерскому званию, минуя стадию солдатской службы; при Сенате открыли училище для приготовления гражданских чиновников, а при Академии наук – «семинарий» для юношей-дворян. Было издано несколько указов о сбережении лесов, дан ряд привилегий купцам и фабрикантам, организованы морские исследовательские экспедиции Беренга и Миллера. В 1736 г. Анна ввела в России итальянскую оперу, имевшую большой успех в среде столичного высшего общества. В 1738 г. в Петербурге была учреждена придворная танцевальная школа.

Однако сама императрица предпочитала забавляться с шутами, скоморохами, всевозможными карлами и калеками, которых у нее был большой интернациональный штат. В 1740 г. Анна Иоанновна устроила шутовскую свадьбу, женив шута Голицына на карлице-калмычке Анне Бужениновой. Это шутовское действо нашло описание в известном произведении одного из основателей русского исторического романа И.И. Лажечникова «Ледяной дом». Свадебный пир состоялся в ледяном дворце, где все, начиная от посуды до брачного ложа молодых, было сделано изо льда. К этой свадьбе готовились столь основательно, что организовали участие в ней представителей всех народностей, населявших в то время Российскую империю.

Не доверяя русским, Анна привлекла на государственную службу множество иностранцев, главным образом немецкого происхождения, начав травлю русской знати и уничтожение видных русских вельмож. На народ обрушились жестокие поборы, осуществляемые экспедициями, напоминающими нашествие военного противника. В стране стала расти всенародная ненависть к немецкому правительству, которая захватывала и гвардию. Смерть Анны явилась стимулом к государственному перевороту, во главе которого встала дочь Петра Великого Елизавета.

[1] Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения в 8 томах. Т. IV. М., 1958. С.254.

[2] Калягин Н. Чтения о русской поэзии // Русское самосознание. Философско-исторический журнал. 1996. №3. С. 63.