Консервативный поворот, осуществленный в русской жизни государем Александром Александровичем, открыл один из самых конструктивных периодов культурной, политической, и социально-экономической истории нашей страны, преодолев отрицательные последствия эпохи Великих реформ и придав России запас государственной и нравственной основательности на десятилетия вперед.
Сын Александра II взошел на престол в обстановке всеобщей смуты, вызванной убийством Царя-Освободителя. Радикальные группировки ликовали, консерваторы и умеренные либералы негодовали, прекраснодушные моралисты обращались к новому царю с петициями о помиловании цареубийц. Подобное послание от Л.Н.Толстого передал государю великий князь Сергей Александрович. С мыслью о необходимости прощения террористов в христианском государстве выступил на публичной лекции в Петербурге религиозный философ В.С.Соловьев. В этой обстановке государь должен был проявить самостоятельное разумение и недюжинную волю, чтобы воспрепятствовать дальнейшему расшатыванию государства. И он проявил то и другое.
Император Александр Александрович являлся вторым сыном Царя-Освободителя. Его первый сын — цесаревич Николай — скончался в молодые годы (22 лет), после чего наследником стал следующий по возрасту брат скончавшегося. Александр Третий вступил на престол в 36-летнем возрасте (он родился 20 февраля 1845 г.) со вполне сложившимся характером. Большую роль в воспитании царя сыграл К.П.Победоносцев, укрепивший его православно-национальные воззрения, когда он был еще молодым человеком. С юных лет Александр Александрович отличался тихим нравом, простотой, прямодушием, добросовестностью во всех занятиях, большой работоспособностью и огромной физической силой. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. он командовал одним из отрядов на Дунае, проявив скромность и смелость. Твердостью воли, любовью к строгому порядку, приверженностью всему русскому Александр III походил на деда. Поэтому новое царствование общим духом своим стало напоминать Николаевскую эпоху.
В Манифесте, определявшем этот дух, говорилось: «Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления, в уповании на Божий промысел, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую мы призваны утвердить и охранять для блага народа нашего от всяких на нее поползновений”. Здесь же царь призывал подданных служить искоренению гнусной крамолы, позорящей землю русскую, и водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Александром II.
Итак, основной задачей царствования стало укрепление расшатанного многогранными и стремительными реформами русского общества на началах православно-национальной традиции, не сворачивая пореформенной системы общественного самоуправления и гражданских свобод, но уравновешивая их сильной государственной властью, твердо защищающей общенациональные интересы и поддерживающей чувство политической ответственности. Нужно было стабилизировать государственное существование, а тем самым помочь народу освоить произошедшие глубокие перемены в общественном бытии страны, адаптироваться к ним и увидеть порожденные ими новые возможности жизни.
Необходимость укрепить правительственную власть и обуздать революционные группировки после 1 марта 1881 г. сознавали даже либеральные деятели. В частности Б.Н.Чичерин, в своей записке царю о задачах нового царствования, обращал внимание Александра III на то, что в эпоху коренных преобразований не следует думать об ограничении верховной власти и о свободе печати, поскольку периодическая печать в огромном большинстве своих представителей явилась элементом разлагающим, несущим обществу не свет, а тьму, ожесточающим его беззастенчивой бранью и возбуждающим громкой социалистической фразой. Вся ходячая либеральная программа ведет к усилению разлагающих элементов общества, а нужно дать перевес элементам скрепляющим, иначе общественное разложение будет использовано социалистами, полагал мыслитель.
Причины зла, на взгляд Чичерина, заключались не в правительстве и не в существующих политических стеснениях, которые по слову автора записки, «имеют для России не более значения, как булавочные уколы на коже кита», но в самом состоянии русского общества, в той быстроте, с какой совершились в нем преобразования. В России происходит революция «сверху», все понятия перепутались, все предания исчезли. Из Западной Европы принесло к нам идеи социальной смуты. «…Сбитая с пути часть русской молодежи составляет самый вредный и опасный для государства элемент. Воображать, что можно мягкостью возвратить к полезной гражданской деятельности этот умственный пролетариат.., значило бы быть уж слишком наивным утопистом» 1, — предостерегал царя Чичерин. При существующем беспорядке в умах, делал он вывод, нельзя установить вполне правовую систему правления. «Для того, чтобы законный порядок восстановился в учреждениях надобно, чтобы он водворился в умах». Поэтому сейчас невозможны и не нужны никакие коренные изменения ни в административном управлении, ни в положении крестьян.
Но настоящей духовной и идейной опорой царя при проведении твердого государственного курса с самого начала нового царствования явился его давний наставник К.П.Победоносцев.
1 Чичерин Б.Н. Задачи нового царствования // К.П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки. Т. 1.М.-П.,1934.С. 109.