Главная / История Руси с крещения до Петра I / Юрий Булычев «Усиление духовной самобытности и политической самостоятельности Московской Руси, особенности развития культуры и цивилизации в XVI веке»

Юрий Булычев «Усиление духовной самобытности и политической самостоятельности Московской Руси, особенности развития культуры и цивилизации в XVI веке»

Московская РусьПодъем отечественного православно-национального самосознания повлек за собой новые политические и культурные успехи Руси, или Русии. (В XV в. слово Русь заменяется понятием Русия, а с 1517 г.  появляется и производное от греческого слово Россия [1].) Середина ХVI в. ознаменовалась расцветом московского церковно-государственного духа. Присоединение Казанского и Астраханского ханств открывало для колонизации огромные пространства плодородных и малонаселенных земель. На повестку дня встал вопрос о выходе через Ливонию на Балтийское море, однако Ливонская война (1558–1583) не разрешила этой исторической задачи.

Русская цивилизация неуклонно продвигалась в северо-восточном направлении. В 1574 г. Иван IV дал русским купцам Строгановым грамоту, разрешающую им строить городки на Тоболе, Иртыше, Оби и других реках, что явилось подготовкой к наступлению на сибирского хана Кучума, порвавшего вассальные отношения с царем.  В  1580-х гг. началось присоединение к Русскому царству народов Западной Сибири, находившихся под властью Сибирского ханства, были основаны города Тюмень и Тобольск, ставший главным административным центром Сибири.

Развернулись масштабные строительные работы и в старых русских городах. Для руководства этими работами в 1583 г. был создан Приказ каменных дел. Москва в XVI веке превосходила по своим размерам Лондон, Прагу и другие города Европы, имела деревянные водостоки и мостовые. Правительства различных стран спешили завязать и укрепить дипломатические и торговые отношения с усилившимся Московским царством.

Все строительство Русской Державы происходило в особой церковной сосредоточенности. Пример этому подавал первый по церковным правилам венчанный царь Иван IV. Иван Васильевич Грозный, при всех его дальнейших противоречивости и поползновениях к тирании, в первый период  правления отличался особенно глубоким религиозным пониманием своей самодержавной роли и ответственности.

Развитие русского исторического самосознания. Духовное и политическое возвышение Московского царства вызвало усиленный интерес к историческому прошлому, а также стремление понять историю русского государства в рамках всемирного исторического процесса. С конца XV века в Москве возникает  ряд новых, общерусских по характеру летописных памятников, составители которых стремились историческую преемственность власти московских великих князей от князей киевской Руси. С начала XVI в. составление особых исторических сочинений – хронографов (появившихся в середине XV в.) – преследует весьма широкие мировоззренческие задачи: определить и подчеркнуть в истории мира роль Русского государства, а середина XVI в. стала периодом создания многотомных летописных сводов, освещавших отечественную историю на основе предшествовавших летописей и переводных византийско-славянских всемирных хроник. Своего рода энциклопедией исторических знаний рассматриваемой эпохи явился Лицевой свод – сочинение, насчитывающее около 20 тыс. страниц и подробно излагающее историю человечества от «сотворения мира» до середины XVI в. Свод получил название «лицевого», так как был украшен 16 тыс. превосходных миниатюр, ряд которых являет выдающиеся образцы изобразительного искусства. Уже известный нам митрополит Макарий должен быть отмечен как инициатор составления двух огромных летописных трудов – «Никоновской летописи» и «Книги степенной царского родословия», или «Степенной книги», о содержании которой мы говорили ранее.

Возникновение книгопечатания, распространение научных знаний, развитие техники. Одним из наиболее крупных достижений русского XVI века явилось книгопечатание. Оно было подготовлено общим подъемом ремесленного производства, наличием большого опыта в создании рукописных книг, культурным общением с европейскими государствами.  Первая типография возникла в Москве в 1553 г. и здесь были напечатаны книги церковного содержания. К числу  наиболее ранних печатных книг относятся «Триодь постная» (ок. 1553) и два Евангелия. В 1563 г. выдающемуся деятелю отечественного книгопечатания  Ивану Федорову была поручена организация «Государева Печатного двора». В 1564 г. И. Федоровым и его сподвижником Петром Мстиславцем была выпущена первая точно датированная книга «Апостол».  Продукция типографии отличалась большим художественным совершенством. Под давлением недоброжелателей и из-за обвинений в ереси русские печатники вынуждены были перебраться в Великое княжество Литовское. Во Львове они напечатали первый русский букварь с грамматикой. Но книгопечатание и в России продолжало свое развитие, хотя печатная книга еще очень долгое время существовала параллельно с книгой рукописной. Печаталась, в основном, богослужебная литература,  летописи же, повести и сказания продолжали переписываться от руки.

Существенные перемены в русской общественно-государственной  жизни стимулировали распространение научных знаний и стремление систематизировать накопленный опыт в области измерительного и строительного дела, математики, географии, химии, медицины и других отраслей знания.

В ХV1в. значительно расширяются географические знания русских людей. Уже в конце ХVв. Становится известным морской путь из Белого моря в западноевропейские страны. В 1496 г. этим путем проехал в Данию русский посол Григорий Истома. В ХVI в. плавания по европейским водам Ледовитого океана становятся обычным делом. В это же время делались отдельные попытки пройти по «Студеному морю» (Ледовитому океану) на восток от Печоры. Интерес к изучению Северного Ледовитого океана заметно увеличился после установления в 50-х годах ХVI в. регулярного сообщения с Англией через Белое море. В этот период появилось несколько проектов экспедиций для открытия Северного морского пути ив Индию и Китай.

С расширением географического кругозора, а также связей с потребностями административного управления значительно возросшей территорией Русского государства появились первые русские карты («чертежи»).

В период реформ 1550-х гг. началось составление генерального чертежа всей страны. Созданный на рубеже  ХVI – XVII вв. «Чертеж всему Московскому государству» до нас не дошел, но описания его сохранились.

Одновременно появляются и труды по экономической географии. Специальная «Торговая книга» содержала сведения об иностранных товарах, о денежных системах различных стран, справки о мерах, о ценах и т.д.

В тесной связи с практической деятельностью находилось развитие химических знаний С конца ХV в. В России освоили изготовление пороха, а вслед за этим для его производства была создана крупная мастерская (пороховой «завод»). Приобретенные навыки в области солеваренного производства были обобщены в специальном руководстве («Росписи»), составленном во торой половине XVI в., которое свидетельствует о знании химических свойств соляных растворов.

Потребность в развитии математических знаний увеличивалась в связи с усложнением строительного и военного дела, в частности артиллерии, где в XVI в. Решались задачи на определение расстояний от далеких предметов.

Развитие научно-технических знаний выразилось в увеличении технических механизмов и расширении сферы их применения. Особенно высокого уровня достигает строительная техника. Примером этому может служить сооружение деревянных и каменных зданий высотою в 50-60 метров или постройка в течение одного месяца во время войны с Казанью в  1551 г. города Свияжска.

В XVI в. умели делать часы, причем была специальная профессия «часовников». Значительно совершенствуется водяной двигатель, который использовался не только для мельниц, но и в кузнечном деле для приведения в действие тяжелого молота. В этот же период получают распространение самопрялка с конным приводом и горизонтальный ткацкий станок. В связи с увеличением применения огнестрельного оружия совершенствуется техника орудийно-оружейного производства. В Москве, Туле и Новгороде уже с конца XVв. Существовали крупные предприятия по изготовлению пушек («Пушечные дворы»). Выдающимся пушечным и колокольным мастером был Андрей Чохов, отливший знаменитую «Царь-пушку» (1586), которая и сейчас хранится в Кремле. Ее длина 5 м, вес 2400 пудов, калибр (диаметр канала ствола) – 89 см. В XVI в. Начали применятся орудия, заряжаемые не с дула, а с «казенной» части, что создало возможность обеспечить большую скорость и дальность полета ядра.

При всех положительных сдвигах в развитии культуры и цивилизации Московской Руси XVI века необходимо отметить, что общее состояние школы и образования того времени не  вполне соответствовало объективным цивилизационным потребностям восходящей державы. Обучение большей части молодых людей, кроме тех, кто мог позволить себе домашнее обучение, продолжало осуществляться при монастырях. Однако ни духовно высокая культура монастырской школы, ни  занятия с домашним учителем, не могли заменить университета как социально-культурного института, специально ориентированного на развитие науки и совершенствование интеллектуальных способностей. Отсутствие в XVI в. собственной высшей школы, в то время как европейские народы вступали на путь интенсивного интеллектуального прогресса, используя при этом кадры образованных представителей греко-православного мира, угрожало умственной зависимостью от стран, более продвинутых в научном и образовательном отношениях.

Завершая эту главу, следует подчеркнуть, что с XVI века можно начать отсчет истории собственно русской культуры и русского народа. Мы постарались показать, как, развиваясь на базе древнерусской народности и культурного наследия Киевской Руси, Великороссия творчески обогатила его ярко самобытными особенностями и явилась колыбелью современной русской нации, с ее традиционными духовно-архетипическими чертами.

Конечно, в XVI столетии русское социально-культурное единство далеко не завершило своего формирования, если вообще можно говорить о завершении этого процесса. С учетом всего сказанного нами во введении относительно понятий «народ» и «нация», великорусское общество может быть названо народно-национальной общностью, в том смысле, что оно представляло собой симбиоз признаков  традиционной народности и духовной национальности.

Очерчивая эту неоднозначность типа древне-московского культурного образования, следует подчеркнуть, что, несомненно, именно в древне-московские времена начинается история собственно русского национального духа, с присущим ему мессианизмом и своеобразием форм общественно-государственного строительства. С другой стороны, нельзя не отметить, что яркий  национальный колорит культуры и общественных учреждений Московского царства не сопровождался ясным культурным самосознанием, являющимся необходимым признаком вполне развитой национальной общности. Национальное своеобразие древне-московского общества имело  главным  образом  традиционно-бытовой, обычный  характер,  а  в русском духе XVI и XVII вв. преобладала мифологическая и жизнестроительная  «пассионарность» над  национально-культурной рефлексией. Это и дало возможность мыслителям, книжникам, художникам Московской Руси развить в себе поразительную интуицию к мифологическим символам религиозно-национального и национально-государственного самоопределения, энергично задействовав на данном поприще обширный опыт всего христианского мира. Характеризуя деятельность митрополита Макария и его круга, М.Б. Плюханова верно говорит о чрезвычайно сильном развитии в среде московских книжных людей «чувства легенды», понимания ее внутренней правильности и логичности. «Процесс развития словесности и становления новых исторических представлений в Московском царстве, – отмечает Плюханова,– осуществлялся за счет преображения авторитетных традиций, их сближений, пересечений, отталкиваний. Он был медленным и инертным, им руководили объективные силы, и потому представления, им порождавшиеся, могли обладать качествами объективности – сложностью, противоречивостью,  антиномичностью» [2].

Стало быть, классифицируя период органической традиционной целостности отечественной православной культуры с точки зрения национально-духовного развития русского народа, мы можем и должны вести речь о фазе культурно-исторической объективации нашего национального духа, еще не достигшего стадии развитой культурной рефлексии.

[1] См.: Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. С. 277.

[2] Плюханова М. Б. Сюжеты и символы московского царства.– СПб.: Акрополь, 1995. С. 201.