Главная / Революция и Гражданская война / Юрий Булычев «Разрушение устоев старой России и основные направления культурной революции большевиков»

Юрий Булычев «Разрушение устоев старой России и основные направления культурной революции большевиков»

Мир_и_свобода_в_совдепии._Троцкий._Плакат_Харьковского_ОСВАГа,_1919Октябрьский государственный переворот 1917 года положил начало всестороннему разрушению российского общества и его культурных укладов. Коммунистические правители взяли курс на безжалостное уничтожение как остатков русской православно-национальной патриархальности, так и начатков культуры гражданского общества, стремясь превратить страну в пустое место для организации новой, всецело искусственной пролетарской государственности и пролетарской культуры. Думается, именно ради ниспровержения всех основополагающих символов традиционного порядка коммунисты уничтожили бывшего государя, как живое напоминание о христианско-монархическом идеале; царское семейство, как воплощение русских патриархально-родовых начал; слуг и приближенных царской семьи, как олицетворение духовно-аристократической традиции чести, верности и служения. Это злодейское преступление большевиков было совершено 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге, где были расстреляны Николай II, императрица Александра Федоровна, 13-летний наследник Цесаревич Алексей, Великие княжны Ольга (22 года), Татьяна (21 год), Мария (19 лет), Анастасия (16 лет), доктор Е.Боткин и трое верных царских слуг. Сутки спустя под Алапаевском большевики осуществили зверское убийство Великой княгини Елизаветы Федоровны, Великих князей Сергея Михайловича, Ивана Константиновича, Константина Константиновича и внука императора Александра II князя Владимира Павловича Палей. Сброшенные в шахту, раненые мученики жили еще несколько дней. Молитвенное пение долго слышалось из-под земли, пока члены царского дома не отдали свои души Богу.

Для понимания антирусской и антиправославной специфики складывающегося режима следует учитывать, что революция глубоко расколола русский народ, лишила его традиционных лидеров — царя, дворянина, земского деятеля, в то время как этнические группы нерусского происхождения оказались сплочены борьбой против старой России и Православия. Воспользовавшись тем, что основная масса русской интеллигенции не приняла Октября, а кадровое русское офицерство возглавило борьбу с большевизмом, эти группы стали опорой коммунистической диктатуры, стремясь усилить свои позиции в общественно-государственной и культурной жизни страны.

В первую очередь новая большевистская власть начала расправу с участниками монархических и православно-патриотических объединений, которые расстреливались повсеместно, независимо от того участвовали или нет они в борьбе против советской власти. Объявление «красного террора» в сентябре 1918 г., после покушения Ф.Каплан на Ленина, поставило под удар ЧК представителей практически всех слоев населения, ассоциировавшихся со старым режимом. К ним относились офицеры, чиновники, священники, помещики, а также могли быть отнесены рабочие и крестьяне с заводов и из деревень, подозреваемых в несочувствии советской власти.

Наряду с искоренением православных, монархических, аристократических, буржуазных “пережитков” старой России, большевистская власть повела борьбу с представителями прежней творческой интеллигенции. Специально для борьбы со свободомыслящей частью общества Ленин велел ввести в Уголовный кодекс статью, предусматривающую изгнание россиян за пределы страны. 24 августа 1921 г., вместе с группой людей, обвиненных в антисоветской деятельности, был расстрелян известный поэт Николай Гумилев. В 1925 г. при весьма загадочных обстоятельствах в Петрограде скончался Сергей Есенин.

В первый пореволюционный период (1918-1920-е годы) все преобразования новой власти вдохновлялись идеологией «мировой революции» и строительства «пролетарской культуры». Эти предельно антинациональные и антитрадиционные установки обусловливали жесткую борьбу большевиков с религиозными, нравственными, культурными традициями старой России, и, соответственно, с их носителями — священнослужителями, мыслителями, писателями, стоящими на почве русской национальной культуры. Для полного подчинения общественного сознания руководству коммунистической партии и советского государства большевики осуществили национализацию основных фондов и средств культурной жизни. Национализировались типографии, вводился контроль за печатью и театральным репертуаром.

26 августа 1919 г. Ленин подписал декрет «Об объединении театрального дела», согласно которому театры были переведены на казенное содержание и становились агитационно-пропагандистскими учреждениями. Видную роль в становлении такого рода театра сыграл В.Э. Мейерхольд известный режиссер, вступивший в 1918 г. в большевистскую партию и поставивший в Петрограде «Мистерию-буфф» Маяковского. В годы гражданской войны родился агитационный спектакль под открытым небом. Наиболее значительным из подобных спектаклей были «Пантомима Великой революции» 7 ноября 1918 г. в Москве и «Действо о Третьем Интернационале» 1 мая 1919 г. Теоретики нового театра нападали на классическое русское театральное искусство (сохранявшееся в МХАТе) и утверждали, что массовые уличные зрелища — единственное явление настоящего социалистического театра.

Большую роль большевики придавали кино. 27 августа 1919 г. Ленин подписал декрет о национализации кинопромышленности. Кинопромышленность стала быстро налаживаться и в первой половине 20-х годов были созданы документальные кинопоэмы коммунистического толка («Шагай Совет!», «Шестая часть мира»).Затем с середины 20-х гг. начали выходить советские художественные фильмы.

Огромную роль в становлении и развитии советского художественного кинематографа сыграл режиссер и теоретик киноискусства Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898-1948). Эйзенштейн родился в семье архитектора, учился в Петроградском институте гражданских инженеров, с 1918 г. работал на агитпоездах Красной Армии, в 1920 г. стал зав. Декорационной частью Первого рабочего театра Пролеткульта. В 1921-22 гг. Эйзенштейн учился в высших государственных режиссерских курсах В.Э.Мейерхольда. В журнале «ЛЕФ» в 1923 г. опубликовал программную статью «Монтаж аттракционов», где обосновал искусство направленного социального воздействия. В начале 1925 г. Эйзенштейн поставил фильм «Стачка», а к конце этого же года «Броненосец Потемкин», ставшие первыми явлениями советского художественного кино.( В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе «Броненосец Потемкин» возглавил список 12 лучших фильмов всех времен.)

Через несколько месяцев после «Потемкина» появилась кинокартина «Мать» (1926) по роману М.Горького, снятая Всеволодом Пудовкиным, а в .1927 г. фильм этого же режиссера «Конец Санк-Петербурга».

Бралась под контроль властей и музыка. Уже в 1917 г. советское правительство издало декрет о национализации бывших Императорских театров — Большого в Москве и Мариинского в Петрограде. Были национализированы Московская и Петроградская консерватории на равных со всеми учебными заведениями правах. Правда, в области музыкального творчества отказаться от влияния прошлого было труднее всего, ибо музыка наиболее прямо выражает стихию национального духа. Поэтому развитие советской песенной культуры пошло в значительной мере по пути переработки старых русских народных, солдатских, походных песен. Появились и новые, весьма талантливые советские песни, например, «Марш Буденного» Дмитрия Покраса, «По долинам и по взгорьям» композитора Александрова.

Главную роль в культурной жизни страны, как и до революции, продолжала играть художественная литература. В отношении последней большевистская власть руководствовалась принципами «литературного строительства», сформулированными в общеизвестной статье Ленина «Партийная организация и партийная литература», опубликованной в 1905 г. Чрезвычайная озабоченность социальным значением художественной словесности, особо ответственная роль, признаваемая за литературой в строительстве нового общества, стремление сделать ее «частью общепролетарского дела, «колесиком и винтиком» одного единого, великого социал-демократического механизма» — все это выдавало подспудную литературность мышления самого Ильича. За внешне материалистическими чертами большевистского сознания проглядывали исконные идеализм и утопизм нашей левой интеллигенции, воспринимающей общественную жизнь как условный текст, который творческая личность (партия творческих личностей) вправе переписывать, экспериментируя над народным бытием, радикально переворачивая его и созидая новую «интернациональную культуру». Естественно, что в авторском «переписывании» истории, переворачивании жизни и переиначивании сознания средства литературного воздействия на общество получают исключительно важное значение. «Литературное строительство» в этом случае приобретает смысл органической части общепролетарского революционного дела. Литература становится орудием созидания нового пролетарского мировосприятия, призванного воспеть идеалы мировой революции и вдохновить массы на построение утопической общественной формации, предвосхищенной у нас освобожденческими одами Радищева, домыслами Бакунина, социалистическими снами Веры Павловны из романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

Ввиду принципиального единства литературно-идеологического и политико-экономического процессов создания «нового мира», становится понятным пристальное внимание пореволюционной власти к литературе, искусству, кино и, в частности, требование Ленина внедрять принципы социалистического искусства в толщу широчайших трудящихся масс, для пробуждения в них художников. Точнее же говоря, — для превращения их в соучастников искусственного переделывания исторического бытия с позиций безбожного и утопического революционного сознания.

Разумеется, все эти принципы «пролетарской культурной революции», призванной оторвать общество и общественное сознание от старой «буржуазной» культуры, были горячо поддержаны авангардистскими течениями, сложившимися в дореволюционный период. Именно представители таких форм авангардизма, как футуризм, крайние, безрелигиозные (“адогматические”) формы символизма и беспредметной живописи стали претендовать на главенство в посттрадиционной России.

Футуристы одни из первых поддержали большевиков. Хлебников, Маяковский, Каменский сделали своей трибуной в 1918-1919 гг. газету народного комиссариата просвещения «Искусство коммуны». Футуристы потребовали от власти отречения от всего прошлого культурного наследия и насаждения государственной силой нового искусства. В 1919 г. заявила о себе новое художественное направление имажинистов ( от французского слова «образ»), объединившее, в частности. Есенина, Ивнева, Мариенгофа. Имажинисты стремились к новым образам, свободной игре воображения и музыкально-ритмическому словотворчеству. Активизировались дореволюционные литературоведческие объединения авангардистской ориентации. Среди них следует назвать, прежде всего ОПОЯЗ — общество изучения поэтического языка. Начало образования общества было положено в 1914 г. В 1917 году к ОПОЯЗУ примкнули молодые ученые из Петрограда Эйхенбаум, Якубинский, Тынянов. Вместе с такими старыми исследователями, как Шкловский и Брик, они составили оригинальную литературоведческую группу.

Но самым видным и крупным явлением пореволюционной культурной жизни стало движение Пролеткульт, организованное для разработки вопросов строительства пролетарской культуры. Зародышем Пролеткульта являлся кружок «Пролетарской культуры», созданный в 1913 г. в Париже членами социалистической группы «Вперед» — Богдановым, Калининым, Луначарским и др. В 1917 г. по инициативе Калинина в Петрограде была созвана конференция. А в сентябре 1918 г. в Москве был создан Всероссийский совет Пролеткульта. Тогда еще не было советских органов народного образования и Пролеткульт явился единственным представителем новой власти и новой идеологии на «культурном фронте». Главной задачей пролеткультовцев стала пропаганда классовости искусства и культуры в целом. Участники этого движения способствовали объединению пролетарских писателей, заложили основы советской клубной работы, развернули сеть рабочих театров, студий для подготовки актеров и режиссеров. В деятельности Пролеткульта стали преобладать футуристические установки на разрыв с прошлым, поиски совершенно новых форм искусства и воспитание радикально нового «пролетарского» человека — носителя социалистической культуры.

Наряду с террористическими и идеологически уродливыми элементами, в культурной революции большевиков были сравнительно положительные стороны, определяемые задачами модернизации страны, демократизации образования и преодоления неграмотности значительных слоев народа. 26 декабря 1919 г. Совнарком издал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», в котором указывалось, что каждый человек, не умеющий читать и писать, в возрасте от 8 до 50 лет обязан обучиться грамоте. В 1920 г. было создано 6,5 млн. букварей для обучения взрослых, в том числе 2 млн. на национальных языках (татарском, чувашском, киргизском и др.). Советское правительство предпринимало усилия для открытия новых вузов и научных учреждений. В 1920 -21 гг. в стране было уже 244 вуза против 91 в 1914-1915 гг., за 1918-1920 гг. было открыто 117 новых научных учреждений, а количество студентов в России возросло со 125 тыс. до 207 тыс. человек. К началу 1930-х годов подавляющее большинство взрослого населения страны стало грамотным.