Главная / История Руси с крещения до Петра I / Юрий Булычев «Отражение древнерусского религиозно-нравственного сознания в «Поучении» Владимира Мономаха»

Юрий Булычев «Отражение древнерусского религиозно-нравственного сознания в «Поучении» Владимира Мономаха»

Владимир Всеволодович Мономах

Владимир Всеволодович Мономах

Насколько нравственно глубоко, искренне и сердечно была воспринята христианская вера русскими людьми на заре своей национальной истории  можно судить и по такому выдающемуся памятнику древнерусской духовной культуры, как «Поучение» великого князя Владимира Всеволодовича (1053–1125).

Князь Владимир Всеволодович, прозванный Мономахом, поскольку его дед по материнской линии был византийский император Константин Мономах, предстает в нашей истории как мудрый, просвещенный правитель и законодатель, как доблестный воин-патриот, не жалевший сил и самой жизни для обороны Руси, как один из самых опытных и удачливых полководцев, не знавший поражений на поле брани. Но кроме этого Владимир Всеволодович явился человеком высоко духовным  по уровню своего христианского сознания,  что позволило ему стать выдающимся религиозно-нравственным мыслителем  Киевской Руси.  Христианские воззрения на духовные основы человеческого существования Владимир Всеволодович высказал в послании к князю Олегу Святославичу, в автобиографическом повествовании и завещательном письме своим детям, которые и составляют то, что мы называем «Поучение Владимира Мономаха». Это сочинение создавалось в несколько приемов, в последние годы жизни великого князя было дополнено вставками и завещанием и завершено, вероятно, между 1117 и 1125 гг.

Послание к свирепому князю Олегу – закоренелому врагу Мономаха – было написано в разгар междоусобиц 90-х гг. XI в. и вызвано желанием Владимира преодолеть последствия княжеской распри, восстановить мир и правду в Русской земле. Дело в том, что в междоусобной битве с войском Олега под стенами Мурома погиб сын Мономаха Изяслав. Другой сын Владимира Всеволодовича – Мстислав – попытался уговорить Олега прекратить вражду, но тот двинулся против Мстислава и потерпел сокрушительное поражение. Олег вынужден был бежать за пределы Руси. Мстислав вторично обратился к Олегу с предложением примириться и вернуться на Русь, чтобы княжить в своей земле и служить Отечеству. Обратился Мстислав и к отцу, с просьбой простить Олега. И Мономах – могущественный правитель – пишет  побежденному противнику удивительное письмо, в котором прощает убийцу своего сына, утешает его, уговаривает вернуться, получить полагающееся по наследству княжество и забыть обиды! А преступление Олега было ужасным, ибо он приходился крестным отцом убитого. Следовательно, Олег  был  запятнан, по христианским понятиям, страшным грехом убийства духовного сына. Тем не мене, ради  мира и покоя Родины, Мономах готов отплатить добром на зло, обиду и горе, принесенные Олегом.  «Письмо Мономаха должно занять одно из первых мест в истории человеческой Совести, если только эта История Совести будет когда-либо написана»[1], – так отзывается о послании князя Владимира к Олегу Д.С. Лихачев.

Религиозно-нравственные устои мировоззрения Владимира Мономаха, позволившие ему столь высоко подняться над мстительными нравами  и грубыми политическими страстями эпохи, становятся понятны из духовного завещания Великого князя своим детям. В этой части «Поучения» Владимир Всеволодович приоткрывает нам свой скромный и спокойный внутренний образ. Прежде всего бросается в глаза тихий ненавязчивый тон письма, где автор по существу не наставляет, не поучает, а задушевно делится выводами из опыта многотрудной, напряженной и  крайне опасной жизни. «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, – смиренно говорит, многоопытный и могучий великий князь, – не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться… Ежели же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил».

Что же считает князь Владимир наиболее ценными человеческими качествами, которые желает видеть в чадах своих?  Прежде всего, Бога ради и своей души, имейте страх Божий в сердце своем и подавайте милостыню нескудную – это начало всякого добра, пишет Мономах. Имейте душу чистую и непорочную, а тело худое. Ешьте и пейте без шума, при старых молчите, премудрых слушайте, старшим покоряйтесь, с равными и младшими любовь имейте, без лукавства беседуйте, не свирепствуйте словом, глаза держите книзу, а душу ввысь. Избегайте суеты, ограничивайте увлекающихся властью, ни во что не ставьте всеобщий почет, не мстите, лишаемые,  любите, ненавидимые, терпите, гонимые, молчите, хулимые. Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Не ленитесь ни на что хорошее – пусть не застанет вас солнце в постели. «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это Ты нам дал, не наше, но Твое, поручил нам это на немного дней».

Как видим, в основе всех нравственных советов Владимира Мономаха –   безусловное сердечное доверие Богу как всеблагому, премудрому Творцу и Спасителю, а также принцип соблюдение правды Божией в отношении к людям. Христианский правитель обязан защищать слабых от сильных, а не добиваться любой ценой поддержки своей власти со стороны сильных мира сего. В этой праведной мысли князя-мыслителя, очевидно, воплотился православный идеал верховной власти, соответствующий воззрениям крещеного народа.

Для автора «Поучения» Бог есть реальная духовная сила, выражающаяся во всем существующем, особенно в человеческих лицах. Владимир столь живо чувствует отражение в твари творческой мощи Всевышней Личности, что восприятие им мира Божия отличается молитвенным умилением:  «Велик Ты, Господи, и чудны дела твои, и благословенно и славно имя твое вовеки по всей земле», – повторяет князь слова Священного Писания. –  Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет, и земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные, и птицы и рыбы украшены твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божией мудрости».

Безусловное доверие Богу, учит Мономах, является главным духовным условием смелой, мужественной жизни. Сколько раз я не подвергался опасностям на войне, на охоте, ночью и днем, в жару и стужу, делится он своим жизненным опытом, Бог сохранял меня невредимым. Потому, дети мои, завещает князь, не боясь ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. «Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога повелено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело – остерегаться самому, то Божие обережение лучше человеческого».

В своем «Поучении» Владимир Мономах ярко воплощает отнюдь не только свою индивидуальную нравственную высокоразвитость, не один свой личный  уровень начитанности и христианской просвещенности. Очевидно, его нравственные достоинства и литературные способности оказались возможны лишь на основе серьезных книжных традициях и  зрелой религиозно-нравственной культуры Киевской Руси. Сочинения великого князя Киевского проявили общенародную религиозно-нравственную чуткость и одаренность русских людей, исторически ставших наследниками утвердившегося в Византии Православия.

[1] Лихачев Д. Великое наследие. 2-е изд., доп. – М.: Современник, 1980. С.144.