Главная / История Российской империи / Юрий Булычев «Личность Царя-Освободителя Александра II»

Юрий Булычев «Личность Царя-Освободителя Александра II»

Александр IIВоцарение Александра II открыло период многосторонних и подчас радикальных изменений российского общественно-государственного и социально-экономического строя, которые получили название «Великие реформы». Поскольку реформы 1860-70-х гг. в решающей мере являются делом Царя-Освободителя и нерасторжимо связаны с личными особенностями Александра II, на последних нам необходимо остановиться.

Будущий Царь-Освободитель был первенцем императора Николая Павловича и его жены Александры Федоровны, родившимся 17 апреля 1818 года, в то время, когда супруги проводили пасхальную неделю в Москве, поклоняясь древним православным святыням. Воспитание мальчика было поручено В.А.Жуковскому и выдающемуся педагогу того времени Карлу Карловичу Мердеру. Все воспитатели стремились развивать в цесаревиче благородство, любовь, сострадание и отзывчивость. Им вполне удалось достичь своей педагогической цели: Александр отличался искренностью, непосредственностью, простотой общения, говорил и действовал смело, прямо и честно, не заботясь о впечатлении, производимом на окружающих. «Он не хотел казаться лучше, чем был и часто был лучше, чем казался», — точно сказал В.О.Ключевский об Александре Николаевиче. Последний, по словам историка, отличался мужеством особого рода. «Когда он становился перед опасностью, мгновенно выраставшей перед глазами, он без раздумья шел ей навстречу, быстро принимал решения».

Чтобы ознакомить сына с населением и жизнью России, отец отправил наследника в продолжительное путешествие по разным местностям страны. Посетив Сибирь и увидев там ссыльных декабристов, Александр Николаевич обратился к императору с ходатайством о смягчении их участи. Вняв горячей просьбе сына, государь сократил сроки наказания бунтовщикам. После достижения совершеннолетия цесаревич стал принимать деятельное участие в управлении государством, присутствуя на заседания Государственного Совета, Сената и Синода. Вступив на престол 19 февраля 1855 г. в разгар Крымской войны, новый император вместе с двумя братьями отправился в Крым, чтобы поддержать дух защитников Севастополя.

Будучи еще наследником, Александр Николаевич пришел к выводу о необходимости коренных реформ существующего строя. Вскоре после коронации новый царь в своей речи, обращенной к дворянам Московской губернии, ясно сказал, что крепостное право не может быть долее терпимо. Был создан секретный комитет для разработки крестьянской реформы, который в 1858 г. стал Главным Комитетом. 19 февраля 1861 г., в день восшествия на престол, в Зимний дворец было доставлено «Положение» об освобождении крестьян. Манифест об этом акте составил митрополит Московский Филарет. После горячей молитвы, государь подписал оба документа и 23 миллиона человек получили свободу. Сделав великое дело, царь почувствовал прилив радости. – «Сегодня лучший день в моей жизни!» – сказал он, целуя младшую дочь, великую княжну Марию Александровну.

Наряду с отменой крепостного права и многосторонними общественно-государственными преобразованиями, Александр II проводил активную внешнюю политику: расширил пределы империи вглубь Средней Азии, успешно закончил кавказскую войну, поселив сдавшегося чеченского вождя Шамиля в Калуге.

С большой неохотой, побуждаемый общественным мнением, Государь начал войну с Турцией (1877-1878 гг.), ради защиты братьев-славян на Балканах от мусульманского геноцида. Ф.М.Достоевский тогда написал, что «это сам народ поднялся на войну с царем во главе» и, как только раздалось царское слово о защите православных братьев, люди хлынули в церкви по всей русской земле, массовым образом жертвуя деньги на справедливое дело. В самое тяжелое военное время Александр Николаевич прибыл в действующую армию и стал делить с войсками все трудности, постоянно и горячо молясь за солдатские жизни. Балканская война была победоносно завершена. Русская армия вышла на подступы к Константинополю и Турция признала все требования России.

В образе Александра II отразились многие лучшие черты, традиционно свойственные русским царям: горячая вера в Бога и в Россию, любовь к своему народу, стремление к общественной справедливости, беззаветное служение интересам Отечества, забота о гражданской крепости и военно-политической силе русского государства. Следует сказать, что прекрасно образованный, с детства воспитанный в православном духе и человеколюбии, Александр Николаевич был не чужд некоторого идеализма в воззрениях на русскую общественную жизнь. Он искренне желал самых свободных гражданских учреждений и даже способен был пойти на известные ограничения своей власти конституционным законодательством, способствуя практической работе в данном плане. Европейские либеральные влияния отчасти коснулись и этого русского царя, который недооценивал ни отрицательных черт российского интеллигентного общества, ни всей глубины духовно-культурных и социально-исторических различий между Россией и Европой. Отсюда проистекала известная скоропалительность многосторонних общественно-государственных реформ и предоставление чрезмерной вольности либеральному крылу общества, от чего стали предостерегать верховную власть (как мы увидим в дальнейшем) даже сами либеральные деятели. А мудрый К.Н.Леонтьев, пророчески размышляя о грядущих судьбах России в 1880-х годах, вынужден был опасаться того, как бы честные и гуманные Романовы сами не отреклись от власти, сдавшись под натиском буржуазного Запада.

Однако крайне консервативно настроенный Леонтьев, хотя и писал, что мирная революция «сверху», способствуя уравнению сословных прав, располагает к совсем не мирным движениям «снизу», отнюдь не отказывал в мудром величии Царю-Освободителю. «…Уступки после какой-нибудь пугачевщины… несравненно хуже тех эмансипационных мер, которые принимаются великодушно и предупредительно с высоты Престола. — заключал мыслитель; — первые унижают власть в глазах народа и раз навсегда компрометируют ее престиж; последние же, независимо от непосредственных плодов своих, уже тем спасительны, что, сохраняя этот престиж и силу за верховной властью, дают ей возможность, ничем не рискуя, приступить, когда нужно, и к исправлению того, что было через край переделано в левую, слишком либеральную или уравнительную сторону» [1] .

В возвышении престижа русской православной монархии смелыми, отчасти революционными реформами Александра II следует искать общего ответа на вопрос о том, почему именно Царя-Освободителя столь целенаправленно устремились убить террористы-народовольцы. И.А. Ильин очень верно указывает, что напрасно было бы объяснять убийство царя недовольством крайне левых сил, жаждавших более глубоких преобразований. «Совсем нет. Здесь дело шло о монархии: ее творческие успехи, ее во многих отношениях демократические реформы, ее растущая в народе популярность — все это было нестерпимо для революционеров-республиканцев-социалистов из подпольных кружков; им надо было вбить клин недоверия, страха и компрометирования между Царем и народом, — подчеркивает Ильин. — Реформа в их глазах пресекала и обессиливала революцию. Перемены должны были идти не через Царя, а помимо него и против него, эти перемены не должны были привлекать сердца народа к Царю, ибо это тормозило в глазах одной части революционеров революционную республику, в глазах другой части — анархию черного передела» [2] .

1 марта 1881 г. Россия содрогнулась от ужаса и горя при вести об убийстве императора Александра Николаевича. Миллионы людей ощутили тяжкую скорбь, вызванную небывалым злодеянием, случившимся на русской земле. Начались повсеместные всенародные богослужения. Православные горячо молились за душу государя, во искупление человеческих грехов и за духовное опамятование умопомраченных фанатиков-революционеров. Образ Царя-Освободителя, ставшего Царем-Мучеником, навеки запечатлелся в русских сердцах.

[1] Леонтьев К.Н. Цветущая сложность. Избранные статьи. М.: Молодая гвардия, 1992. С. 295-296.

[2] Ильин И.А.Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Т. 2. М.:Рарог,1992. С. 86.