Доктрины советского патриотизма и социалистического реализма в культурной политики партии.
В результате перехода от идеологии «мировой революции» к идеологии построения социализма в одной стране существенным образом изменилась культурная политика партии. Партия выдвинула доктрину советского патриотизма и под защиту классические, реалистические течения в литературе и искусстве, стремясь придать им социалистическую идейную направленность. Вместе с тем резко ограничилось многообразие литературно-эстетических направлений и свобода художественного творчества, которая все более строго подчинялась официальному идеологическому канону. Согласно постановлению ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. ликвидировалось многообразие левых и умеренных писательских организаций. Был создан единый, подчиненный партии и государству писательский союз. Упразднилась также ассоциация пролетарских музыкантов, взамен был учрежден Союз советских композиторов. Союз взял курс на развитие традиций классической музыки, способствуя творчеству таких крупных композиторов как Прокофьев, Шостакович, Кабалевский.
В августе 1934 г. состоялся Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Съезд провозгласил социалистический реализм официальной доктриной советской литературы. Эта доктрина воплотила компромисс между традиционными художественными ценностями и требованиями социалистической идеологии, допуская известную творческую свободу в рамках официальных идейных установок. Главным представителем социалистического реализма был признан М.Горький, сыгравший на Первом Всесоюзном съезде советских писателей роль отца-основателя советской литературы.
После утверждения социал-реалистической культурной ориентации в советской литературе на первый план выдвинулись представители классических традиций. Эти писатели начали приспосабливать старые, привычные и понятные народу изобразительные формы к новому содержанию, соответствующему пафосу строительства социализма в одной стране. В первой половине 1930-х гг. появилась «Гидроцентраль» Мариэтты Шагинян, роман Валентина Катаева «Время вперед», посвященный соревнованию строителей Магнитогорская с рабочими Харькова, индустриальные произведения Ильи Эренбурга «День второй» и «Не переводя дыхания.» К концу 30-х годов определился характер творчества выдающегося писателя Михаила Шолохова . В это время была практически завершена им эпопея «Тихий Дон» — обширное повествование, отразившее события жизни донского казачества от времени перед первой мировой войной до конца войны гражданской. В центре повествования Шолохова стоит образ простого, сильного человека. Страстно ищущего правду и борющегося за свое право жить так. как велит ему совесть и любовь. Другое крупное произведение писателя, созданное в это время, — первая часть романа, посвященного коллективизации, «Поднятая целина». Здесь уже чувствуется много влияний официальной идеологии и политики, но художественное мастерство не оставляет автора.
В гораздо более прямых и жестких формах коммунистический дух сказался в творчестве Николая Островского (1904-1936) и Аркадия Гайдара (1904-1941). Роман Н.Островского «Как закалялась сталь», явился по официальному признанию одной из вершин социалистического реализма. Герой этого произведения Павел Корчагин показал советской молодежи пример физического самоуничтожения человеческой личности ради интересов «социалистического строительства». По сути дела, Корчагин стал каноническим воплощением идеала некой новой «советской святости» — святости определяющейся беззаветным служением коммунистическому идеалу. В этом же духе писал свои произведения для детей и юношества Аркадий Гайдар (Голиков). Опираясь на свой опыт командира Красной армии, он стремился воспитывать в читателях твердый, благородный, героический характер, отличившись двумя классическими советскими произведениями для детей — «Школа» (1930 г.) и «Тимур и его команда» (1940).
В советской музыкальной культуре 1930-х годов наблюдается энергичное развитие традиций русской классической музыки, ярким свидетельством чему является творчество Сергея Сергеевича Прокофьева (1871-1953). Этот замечательный своеобразием композитор проявил свою одаренность еще до революции. В 1918 г. Прокофьев уехал из России, работал в США, Германии, Франции. В 1932 г. он возвратился на родину и принял активное участие в формировании пореволюционной музыкальной культуры. Композитор пишет музыку к балету «Ромео и Джульетта» (1935-36), к кинофильму Эйзенштейна «Александр Невский». Прокофьев обращается к народно-патриотической тематике, что выразилось в кантате «Здравница» (1939) и целом ряде произведений оперной и симфонической музыки 40-х– начала 50-х гг. Для творчества Прокофьева было характерно эпическое начало, широкое использование энергичных ритмических форм, новаторское развитие той основополагающей линии нашей национальной музыкальной культуры, которая восходит к творчеству М.П.Мусоргского, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова.
Особую роль в СССР приобретает жанр массовой песни. Этот факт отражает глубокий сдвиг в сторону социалистического народничества идеологии и массового сознания советского общества. Всеми средствами художественного воздействия, и прежде всего средствами песни и кино, в обществе культивируется патриархальное чувство Большой Советской Семьи, объединенной любовью к своей стране и сердечной преданностью Общему Делу. Один из исследователей патриархальной основы советского мифа верно замечает, что именно культ Родины и земли соответствует расцвету таких новых жанров в Советском Союзе 1930-х годов, как массовая лирическая песня и кинокомедия, возникновению нового образа женщины в изобразительных искусствах, а также распространению символов изобилия и плодородия в архитектуре[1]. Начиная с 1934 г. лирико-патриотическое песенное начало вытесняет идеологически отвлеченную пролетарско-революционную музыку. Смысловой центр новой песни определяют эмоционально насыщенные картины Родины, ощущение народного “Мы“ и великодержавного сверхорганизма СССР. На первое место выходит сердечность переживаний связи с Родиной. Именно сердце становится тем органом, посредством которого советский человек воспринимает окружающий родной мир. Изобилие устойчивых эпитетов – милый, родной, вольный, широкий, веселый – свидетельствует о существенной “русскости“ определений качеств советского человека и восприятия им своего Отечества.
В развитии советской музыки 1930-х годов большое значение имело творчество И.О.Дунаевского, поскольку именно он в решающей степени создал музыкальный образ Страны Советов. Исаак Осипович Дунаевский (1900-1955) родился в семье служащего. Окончил Харьковскую консерваторию по классу скрипки (1919), работал как композитор и дирижер в харьковских драмтеатрах. С 1924 г. Дунаевский живет в Москве и руководит музыкальной частью театра сатиры. Композитор становится одним из создателей советской оперетты – автором 12 произведений в этом жанре. Но наиболее ярко проявляется талант композитора в области песенного искусства. Песни и музыка Дунаевского к фильмам “Веселые ребята“ (1934), “Три товарища“(1935), “Вратарь“ (1936), “Цирк“ (1936), “Дети капитана Гранта“ (1936), “Волга-Волга“ (1938), “Весна“ (1947), “Кубанские казаки“ (1951) становятся неотъемлемым и крайне характерным компонентом феномена советской культуры. Песни Дунаевского полны оптимизма, наполнены верой в жизнь и возможность земного счастья. Композитор широко использует маршевый ритм, символизирующий всенародно-походное движение страны, “к светлому будущему“. “Марш веселых ребят“, “Песня о Каховке“, “Спортивный марш“, “Песня о веселом ветре“, “Марш энтузиастов“ являются звучными музыкальными символами советского мировосприятия.
В советском кинематографе 1930-х годов также нарастают патриотические элементы и обращение к традициям русской реалистической прозы с ее тонким психологизмом. в 1934 г. режиссеры Г.Н. и С.Д. Васильевы создали народный советский фильм “Чапаев“. В 1938 г. С.М.Эйзенштейн создал фильм “Александр Невский“. В фильмах С.А.Герсаимова и Ю.Я.Райзмана, В.М.Петрова и Г.Л.Рошаля, М.С.Донского, Я. А.Протазанова нашли кинематографическое истолкование крупные произведения русской литературы и театральной классики.
Укрепились, соответственно, реалистические начала в советском театре, где второе дыхание обрели русский классический балет, русская опера, традиции русского драматического искусства, связанные со школой МХАТа.
Целый ряд левых писателей и деятелей культуры, творчество которых не соответствовало новым идеологическим установкам, утрачивали возможность публиковать свои произведения, подвергались травле официозными критиками и даже репрессировались органами НКВД. В условиях ужесточения государственного контроля за культурным процессом были репрессированы и погибли в лагерях режиссер Всеволод Мейерхольд, писатели Исаак Бабель, Осип Мандельштам, Михаил Кольцов, Борис Пильняк и многие другие литераторы. Разочаровавшись в перспективах развития левого искусства при идеологически изменившемся режиме, в 1930 г. покончил с собой Маяковский. Чудом уцелел замечательный русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков, создавший в трудные 30-е годы свои выдающиеся произведения «Белая гвардия», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», не только не вписывающиеся в русло советской идеологии, но содержащие даже критические по отношению к советской системе элементы.
[1] Гюнтер Ханс. Поющая Родина. Советская массовая песня как выражение архетипа матери // Вопросы литературы. Июль-Август, 1997. С. 47.