Как течет сейчас духовная жизнь нашего народа? Какие взгляды, настроения, симпатии и антипатии и в каких его слоях формируют отношения людей к жизни? В годы перестройки в постсоветских странах произошел взрыв активности именно в духовно-религиозной области. В потоке статей, печатавшихся в книгах и журналах, авторы раскрывали свое мировоззрение и взгляды на различные стороны жизни, в частности и церковной. В результате обнаружилась совершенно неожиданная картина: среди первозданного хаоса самых разнообразных, по большей части противоречащих друг другу суждений обрисовалась одна четкая теория либеральных религиозных ценностей, которую, естественно, можно счесть выражением взглядов сложившегося, сплоченного течения. Основные идеи этой теории заключаются в игнорировании основ православного вероучения.
Церкви отводят лишь роль второго плана для удовлетворения «модных и экзотических религиозных стремлений», которые для многих выражаются в древних обрядах, красивых, пышных церемониалах и посещении храма раз в год на большой праздник. Эта теория привлекла многих сторонников, ее поддерживает большинство экуменических русских и западных журналов, ее приняли западные социологи, историки, в большинстве своем антиклерикалы, а также и средства массовой информации в оценке истории стран постсоветского пространства. Приглядевшись, можно заметить, что те же взгляды широко разлиты в нашей жизни: их можно встретить на телевидении, в театре, кино, песенках «шансонных» исполнителей, у эстрадных рассказчиков и даже в анекдотах.
Говоря о роли Православия и Православной Церкви в формировании социальной модели современной России, необходимо прояснить те догматические предпосылки, которые позволяют нам судить о месте и роли Церкви в обществе. Согласно определению юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви, состоявшегося в Москве 13-16 августа 2000 года, где впервые в истории были приняты Основы социальной концепции РПЦ, библейская традиция говорит о Церкви как о богочеловеческом организме, как о Теле Христовом, соединяющим в себе два естества — Божеское и человеческое — с присущими им действованиями и волениями. Следовательно, Церковь связана с миром по своей человеческой, тварной природе. Этим и обусловливается «синергия» (соработничество) членов и Главы церковного тела. О важности единства Церкви и общества говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
«Традиционные ценности — как нить, на которую насаживается всё остальное. Если перерубается нить, всё рассыпается. И если будут разрушены те нравственные ценности, которые Бог вложил в человеческую природу и которые сохраняются посредством традиции, то трудно себе представить, вокруг чего будет формироваться человеческая жизнь, — если каждый человек, согласно либеральному подходу, является альфой и омегой, если он определяет, что такое добро и что такое зло, если он, в конце концов, вершитель не только своей судьбы, но и имеет право влиять на жизнь окружающего его мира. Сможет ли человечество жить гармонично, сочетая множество интересов, взглядов, подходов, если у него не будет единого стержня?»
С самого начала Христианская Церковь была поставлена перед великой всемирно-исторической миссией: освящения мира сверхъестественной Божественной Благодатью. Догматическим основанием этой миссии стало учение Евангелия о Воплощении Сына Божия, Его Пришествии в мир и Его Воскресении. В Своем вочеловечении Сын Божий преодолел конечность и ограниченность человека, став самой глубокой и сокровенной основой его бытия, а Своим Воскресением из мертвых Он преодолел господство необратимого энтропийного начала в человеческой жизни и, «смертию смерть поправ», открыл миру путь к грядущему всеобщему воскресению.
В исполнении своей Богозаповеданной миссии Церковь несет оправдание историческому существованию мира, который через преодоление зла, через просвещение светом Евангельской истины и через освящение Божественной благодатью призван в своей эсхатологической совершенности к преображению в Царство Христово. Из Основ социальной концепции РПЦ мы знаем, что «Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению призывается весь народ Божий».
По своей природе, по своему назначению Церковь является проводником в жизнь мира абсолютного и надмирного Божественного начала, освящающего и преображающего мир во всех сферах творчества, во всех областях личной, семейной, общественной, государственной и вселенской жизни — от самых высочайших ее вершин до самых далеких и скромных, но все-таки ценных, периферийных реальностей бытия.
Статус Церкви в обществе предусматривает активную деятельную позицию ее членов в практике социальной жизни. Из Основ социальной концепции РПЦ мы знаем, что участие православных мирян в работе органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций не только не возбраняется священноначалием, но и является одной из форм миссии Церкви в обществе, «если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам»…«Однако в той степени, в какой мир освящается Божественной благодатью, он изымается из своей фатальной подверженности закону смерти и разрушения и сияет в своем феноменальном лике отблесками вечности и нездешнего благолепия».
Новая ситуация как в Церкви, так и в общественной, экономической, политической и культурной жизни ныне требует с особой силой действия верующих прихожан. Если снятие с себя ответственности было неприемлемо всегда, то нынешнее время делает его еще более недопустимым. Никому не дозволительно оставаться праздным. Бог действует в истории; Его последнее деяние во Христе Иисусе стало завершением и исполнением «многократных и многообразных деяний в прошлом».
Рассмотрим евангельскую притчу: Выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой (Мф. 20,6—7). Нет места праздности, поскольку велика работа, ожидающая каждого в винограднике Господнем. «Хозяин дома» с новой силой повторяет свое приглашение: «Идите и вы в виноградник мой».
Глас Господа ясно звучит в глубине души каждого православного христианина, который посредством православной веры и церковных таинств, христианской жизни уподоблен Иисусу Христу и приобщен как живой член к Церкви и принимает деятельное участие в ее спасительной миссии. Но глас Господа также слышен и в исторических событиях в жизни Церкви и человечества: Народ Божий, движимый верой, согласно которой он верит, что его ведет Дух Господень, наполняющий землю, старается различить подлинные знамения присутствия и замысла Бога в событиях, требованиях и чаяниях, которые он разделяет вместе с прочими людьми нашего века. Ибо вера освещает все новым светом и раскрывает Божественное намерение о целостном призвании человека, и направляет таким образом разум к вполне человеческим решениям.
Существующие в мире ситуации и проблемы весьма разнообразны и отмечены тенденцией ко все более быстрому изменению. Поэтому прежде всего необходимо остерегаться обобщений и необоснованных упрощений. Особенно тех, которые предлагает современный редукционизм и синкретизм. Об этой проблеме говорит Святейший Патриарх Кирилл:
«Многие члены Церкви, крестившись, не воцерковились, не осознают себя членами Церкви, не знают своей истории, не питаются от благодатных источников исторического и духовного ведения, а потому становятся легкой добычей тех, кто хотел бы разрушить всякую историческую память и веру православную».
Однако возможно отметить некоторые тенденции, возникающие в современном обществе. Как на евангельском поле вместе произрастают плевелы и добрые семена, так и в истории — там, где в ежедневной жизни часто существует противление реализации человеческой свободы, бок о бок сосуществуют и порой переплетены между собой зло и добро, бесправие и справедливость, тревога и надежда.
Учение Православной Церкви должно провозглашаться с осознанием того, что в современном обществе люди нуждаются в вечном и неизменном стандарте хорошего и плохого, в уверенности, что они научены и приняты в Церковь Христову как Единое Тело самого Христа. Также нужно отметить, что прихожанам очень часто не достает возможности реализовать свою веру посредством христианской активной деятельности и христианского служения, также они нуждаются в личном признании, тождественности, дружбе и поддержке со стороны своей общины и в отеческом попечении со стороны пастыря общины.
Поэтому необходимо внимательно всматриваться в лик нашего мира с его ценностями и проблемами, его беспокойством и надеждами, с его победами и поражениями — мира, экономическая, социальная, политическая и культурная ситуация которого ставит более серьезные проблемы и создает трудности в сравнении с теми, что были в прошлом. «Христианство не стало систематическим осколком истории, оно находится в постоянном становлении», — пишет протопресвитер Александр Шмеман.
В то же время мы не должны забывать, что новые знамения нашего времени отчасти иные, чем во времена Вселенских Соборов с их проблемами и великими тревогами. Действительно, голод, угнетение, несправедливость, современная глобализация и тоталитарная информатизация либеральных ценностей, войны, страдания, терроризм и иные формы насилия всякого рода повсеместно возрастают в сегодняшнем мире. Но, несмотря на все эти трудности, православный христианин обязан своей религиозной жизнью свидетельствовать о Христе и Его Святой Православной Церкви.