Прошедшие два десятилетия принесли России не только свободу, но и многочисленные разделения. Распался Советский Союз, растет социальное расслоение общества, растут проблемы, связанные с информационным неравенством. Русская Православная Церковь сохранила свое единство на всем пространстве бывшего Советского Союза, создавая новые формы церковного устройства. За последние 15 лет образованы автономные Поместные Церкви, что отражает новые политические реалии современного мира. Тем не менее, считаем уместным говорить о радикальных переменах в странах постсоветского пространства, связанных с пониманием единства Церкви сегодня. Мистическое единство Церкви как тела Христова проявляется как единство общин, имеющих единую иерархию и находящихся в евхаристическом общении.
Особую важность церковная миссия имеет преимущественно не в сельской местности, а в больших городах, с уплотненной культурной и образовательной инфраструктурой. Как показали исследования, наиболее плодотворная почва для возникновения религиозного сознания находится в среде специалистов со средним и высшим образованием. Именно специальность есть область наиболее интенсивного религиозного самосознания и самоопределения. Зачатки православного мировоззрения все чаще встречаются среди писателей, историков, медиков, физиков, пытающихся дать религиозную интерпретацию фактам в своей предметной области.
Но религиозные изыскания ученых людей зачастую выглядят достаточно необычно. Так, для филологов приобретает особое значение культ «вочеловечившегося Слова»: в законах языка они пытаются обнаружить действие «божественного интеллекта», «грамматику промысла». Для физиков особое значение приобретают категории «света», «энергии», интерпретацию которых они находят у «отцов церкви» и пытаются сопрячь с данными современной науки. Среди медиков обнаружилось особое движение «болесвятства», связанное со стремлением не просто вылечить больного, но «взять на себя» его боль, лично ему «соболезновать». Историки и писатели совершают экскурсы в прошлое своих народов с целью доказать их «богоносное» призвание. В таком поиске кроется опасность не достичь Бога, а наоборот, отдалиться от него, не прийти к истинному богопознанию, но впасть в церковный раскол.
«Опросы, проведенные среди работников ряда научно-исследовательских и академических институтов, показали, что многие из них, не разделяя традиционных религиозных воззрений и не примыкая ни к одной из существующих конфессий, тем не менее, проявляют интерес, как они выражаются, к «тайне». Разумеется, никто не может запретить доктору физико-математических или филологических наук заниматься теоретическими изысканиями на самой границе тех дисциплин, в которых его можно признать компетентным, — а порой и за этими границами, в области «неведомого». Но нужно со всей ясностью отдать себе отчет, что уже на этой стадии может зарождаться опасная тенденция, ведущая к сектантству, к отрыву от большой науки, к перерождению самой ткани научного знания — в оккультное «тайноведение», — пишет Михаил Эпштейн, культуролог, философ, профессор университета Эмори (США).
Чем дальше уходит в прошлое коммунистическая эпоха с ее безусловным атрибутом — обязательной антирелигиозной идеологией и практикой, — тем яснее становится очевидная, но от этого не менее значительная истина: смена политических парадигм и изменение общественных приоритетов неминуемо вызывают к жизни историческое мифотворчество, а в церковно-приходской жизни — опасность расколов.
Одним из важных моментов в деле предотвращения возникновения церковных расколов в профессиональной среде является литературная проповедь: небольшие издания-брошюры, содержащие в себе актуальную для любого впервые заинтересовавшегося религией человека информацию. И действительно, сегодня во многих храмах мы можем видеть специальные полочки с бесплатными материалами о православной вере, которые может взять любой желающий. Таким образом Русская Православная Церковь проявляет заботу о каждом новопришедшем в храм Божий, в какой бы момент он не зашел в Церковь.
Одним из препятствий церковной проповеди является стереотип социальной нормы, как средства социальной регуляции поведения конкретных личностей и целых групп. В разных обществах понятие «социальной нормы» различное. Даже в советском «классовом» и в советском «общенародном». Посткоммунистическое общество также изменило свое понятие о нормальном, в частности, перестав смотреть на верующего как на маргинала. Однако главное осталось неизменным: большинство, как и раньше, воспринимает себя в качестве граждан, обязанных следовать в жизни правилам, установленным государством, разделяя (по крайней мере, декларативно) его основные установки, а отсюда и появление националистических и политических расколов.
Упомянув слово «маргинал», очевидно, стоит вспомнить и о традиционном определении явления «маргинальности». Происходящее от латинского marginalis (находящийся на краю), это слово характеризует относительно устойчивые социальные явления, возникающие в результате расшатывания нормативно-ценностных систем под воздействием различных контактов, социальных и технологических сдвигов и т. п. факторов. В СССР перестройка знаменовала собой начало процесса смены прежних парадигм мышления. Революция 1991 года завершила начатое, структурно разрушив прежнее общество до основания. Однако, как и любая революция, она не смогла, а главное не захотела создать «нового человека». Старые коммунистические ценности, в глазах большинства девальвированные прежним режимом, были снесены «на свалку истории», причем в такой спешке и с такой горячностью, что это напоминало желание переписать прошлое, психологически воспринимавшееся как грандиозная политическая ошибка.
Создание исторически заданных, хрестоматийно правильных, но исторически недостоверных картин опасно прежде всего с религиозной точки зрения, ибо приучает человека воспринимать мир в мифологических категориях, не задумываясь над тем, насколько и как это может вредить и авторитету Православной Церкви, и его, человека, собственной вере. Духовная жизнь человека включает в себя всю гамму сознательно- психической жизни, различные сферы его личной и общественной деятельности. Это и особая настроенность человека на возвышенные идеи, принципы и идеалы жизни. К светским высшим категориям духовности относятся как общественно-гражданские ценности — патриотизм, любовь к Отечеству, народу, так и личные — вера в себя, истину, добро, справедливость, совестливость. Все это — сфера высокой духовности. Отсюда следует, что духовность включает в себя и религиозное, и светское содержание.
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) пишет: «Столь необходимый диалог между религией и либеральным гуманизмом касается не богословия или религиозных верований. Это антропологический диалог, основной темой которого является судьба человека». Необходимо также отметить, что если светская духовность характеризуется ценностями предельно широкого общего плана и содержания, то религиозная является значимой только для определенных групп, исповедующих ту или иную религию. Религиозно-духовные ценности различны у разных религий, и каждая из них устанавливает свою шкалу нравственных ценностей, свое содержание духовности. С позиции тождественности духовного и религиозного начал в искаженном виде представляются исторические события, реальная жизнь и общественная практика, многие социально-психологические, культурно-нравственные и другие проблемы.
Таким образом, понятие «духовность» вбирает в себя самое широкое содержание, которое всегда нужно конкретизировать в зависимости от предмета исследования. Это особенно следует иметь в виду при раскрытии характера воздействия религии на сознание, духовный мир человека. Духовно-психологический фактор в современном мире приобретает особое значение и как средство массового воздействия, и как объект этого воздействия. Сегодня без преувеличения можно говорить об информационной борьбе за сознание человека, его духовную ориентацию. Расколы в контексте информационно-психологической ситуации проявляют особую активность, стремятся интенсивно воздействовать на сознание определенных социальных слоев общества или всего народа. В этой борьбе Православной Церкви надо проявить особое внимание и усердие для привлечения в лоно истинного богословия как можно больше неофитов, занятых религиозным поиском. Особую роль в деле привлечения новых членов в Церковь и спасения их от возможного увлечения раскольничеством и сектантством является миссионерская деятельность нашей Церкви. Сегодня для нас как никогда важно стать по слову апостола Павла «все для всех чтобы спасти хотя бы некоторых».