Главная / Экономика / Александр Смирнов «Эффективное государство: планирование и мотивация – главные составляющие успеха»

Александр Смирнов «Эффективное государство: планирование и мотивация – главные составляющие успеха»

«Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого,

что малейшая мысль о личной выгоде

омрачает душу и парализует работу».

П.А.Столыпин

rubl     Недавно Д.Медведев в очередной раз признал существование кадровой проблемы в государстве,  предложив создавать «кадровый резерв». В частности, Президент обратил внимание на острый кадровый голод на региональном уровне, а также на проблему «своячничества». Возможное обновление региональных элит, если оно будет проведено действительно эффективно, сможет дать позитивный импульс для развития экономики России. Но только в том случае, если власть сможет пригласить к сотрудничеству действительно профессиональных, честных и патриотичных менеджеров.

     Центральная задача искусства управления – умение создавать правильную мотивацию. Что мотивируем, то и получаем. Мотивируем профессионализм и нравственность – получаем развитие, мотивируем неэффективность – получаем застой.  Именно благодаря этому в «здоровом государстве» успешно существует и развивается экономика, бизнес, наука. Наше государство должно научиться создавать мотивацию для всех сфер общества – промышленников, сельхозпроизводителей, ученых, самых простых граждан, а не только для сырьевых отраслей и торговли. И нет никаких сомнений, что тогда столь желаемые «инновации» польются,  как из «рога изобилия». Но если не сделать самого важного шага – создание нормальной мотивации для успешной работы управленческих элит, все прочие проблемы останутся. Правильная мотивация для государственных служащих должна носить не только материальный, но и моральный характер, создавая условия, при которых сотрудники могли бы осознать в полной мере общественную значимость своей работы, связанную с получением результатов и движения к осмысленной цели.

      Стоит ли Россия стоит на пороге обновления модели государственного управления? Где и как найти кадровый резерв? Каким образом создать механизм мотивации для государственных служащих? Можно ли использовать модель мотивации сотрудников частного сектора? Каким образом уменьшить величину коррупционной составляющей в государстве? Как решить проблему повышения эффективности государственного управления, в том числе на региональном уровне?

     Как известно, В.Путин, пытаясь выстроить жесткую вертикаль власти, был вынужден провести отмену выборов губернаторов. В тоже время платой за лояльность в ряде случаев стала недостаточная эффективность управления, а также стабильный рост уровня коррупции. В советское время проблема эффективного кадрового резерва решалась на основе института правящей партии. Государство устанавливало достаточно жесткий контроль за своими служащими. Все блага – госдачи, пайки и пр. чиновники получали исключительно из рук государства. Финансовая и экономическая система того времени, характеризуемая полной монополией государства, практически полностью исключала возможность хищения в денежной форме. Уголовное законодательство устанавливало очень жесткое наказания за любые злоупотребления в этой сфере, вплоть до высшей меры наказания за хищения в особо крупных масштабах.

     Сейчас положение изменилось кардинальным образом. Реальное положение нынешних государственных служащих позволяет им извлекать достаточно высокий «побочный» доход. Это связано с тем, что их рыночная власть, финансовые потоки, проходящие через них очень велики, а финансовый и административный контроль за деятельностью достаточно условен. Заключение контрактов с рыночными компаниями позволяет получить выгоду в любом виде и в любом месте.  Капитализировав эти потоки, мы получим стоимость того или иного «кресла», что гипотетически и практически дает возможность «продавать» многие должности. Имеющийся институт государственного управления привел к увеличению уровня бюрократизации,  не смотря на сокращение доли госсектора по сравнению с периодом плановой экономики. Это обусловлено чрезмерным присутствием государства в сфере, влияющей на экономическую активность бизнеса (инвестиции, разрешения, отношения собственности). С другой стороны, он потерял  лучшие черты своего «предшественника» — жесткую плановость  и персональную ответственность. В совокупности эти обстоятельства обуславливают как рост численности госслужащих (число чиновников превышает соответствующий штат в СССР),  о переизбытке числа которых В.Путин говорил уже не раз, так и разгул коррупции.

     Пока государство не вмешается и не установит здесь новые правила игры, уровень государственного управления будет низким. Государственный чиновник не может служить двум господам. Или он служит государству и получает мотивацию от него, либо он будет «торговать» интересами государства, нанося ему прямой ущерб. Наиболее распространенный вариант – нецелевое или неэффективное использование средств бюджета.  Иногда их действия приводят к поглощению конкурентов других бизнесов или препятствует их появлению вообще. Излишняя бюрократизация приводит к заведомо неэффективным, крайне сложным механизмам  решения вопросов,  например согласование какого-либо  решения в десятках инстанций, при котором на каждом уровне этой «лестницы» с заинтересованного лица будут «требовать», а издержки такой «помощи» неизбежно перекладывается на стоимость продукта. Но рынок есть рынок – коррупция является рыночным ответом на несовершенство легальных процедур. В совокупности такая практика работает против интересов государства, общества и рынка, резко повышая трансакционные и прочие издержки ведения бизнеса, ухудшая инвестиционный климат, снижая уровень конкуренции и степень насыщения рынка, способствуя повышению уровня инфляции.

     Скорее всего, громких коррупционных скандалов, подобных таким, как были в Южной Корее, у нас не будет. Власть вряд ли сможет решиться на какие-либо жесткие меры в этой области. Для того, чтобы понять «who is who» достаточно сравнить реальное имущество любого чиновника и его налоговую декларацию. И когда все эти люди живут вместе в каком-нибудь престижном коттеджном поселке, все факты, как говорится «налицо».

     Но у государства есть другой, достаточно простой путь изменить мотивацию государственных служащих, сохранив при этом «гражданский мир» и легализировав, в разумных пределах их доходы. Направив их не в чьи-то «карманы», а в бюджет, а заодно, раз и навсегда решив остро стоящую кадровую и сопутствующие проблемы — повышение эффективности государственного управления, стимуляция экономического и регионального развития страны. Можно ли использовать для этого правила «рыночного» менеджмента?

     Известно, что деятельность всех частных корпораций и банков подчинена жестким планам, их бюджеты жестко  планируются. Все расходы соблюдаются до «копейки». Менеджерам, занимающим руководящие посты приходится здесь отнюдь не сладко. Хозяева всегда ставят перед своими управляющими крайне жесткие планы, привязывая все результаты оплаты труда четко к результатам из исполнения. В свою очередь, руководители по аналогичной схеме устанавливают локальные планы для своих подчиненных «сверху вниз». Если руководители и сотрудники не исполняют план по выручке, то они обычно «вылетают со свистом» из компании в течении нескольких месяцев. Конечно, откаты и злоупотребления бывают и здесь, но масштаб этого «поля» минимален. Внутренняя служба экономической безопасности внимательно следит за действиями менеджеров, и если кто «проворовался», «волчий билет» может быть гарантирован.  Что мешает принять аналогичные, но возможно несколько адаптированные «правила игры» в государстве?

     Что касается государственных управленцев, помимо профессионализма, эффективности и ориентации на результат, им необходимо как минимум еще два существенно важных дополнительных качества – личная порядочность и способность к общественному мышлению. И создать такую «касту» крайне сложно.

     У государства есть два пути контроля исполнения бюджета  — в разрезе отраслей, и в разрезе регионов. Насколько часто наши руководители хвалят, награждают, премируют и т.д. кого-либо из губернаторов за высокие экономические показатели их регионов, например за значительное перевыполнение плана по доходам, развитии экономики, созданию рабочих мест и пр. ? Но может быть у нас и так все замечательно, бюджет стабильно профицитен ? Для государства в целом – да , но у многих регионов – экономика которых погрязла в дотационной нищете, нет. Стоит ли потом удивляться словам Д.Медведева, что нам не хватает «кадров даже для работы на посту губернаторов». Управленческих кадров высокого уровня в стране немало, проблема в другом. Государство не способно создать эффективную мотивацию для определенной части своей управленческой элиты, заставляющей их работать в «белую», при этом жестко отстаивая общественные интересы. Часто сложившая «система» не может решиться и открыть двери для «чужаков», которые могут оказаться «белыми воронами», не принимающими неписанные законы. И истории подобного рода известны.

      Что касается отраслей, то мы видим прямые усилия руководителей государства, направленные на отстаивания интересов нефтяной, газовой, металлургической (см. недавнее совещание в Нижнем Новгороде), оборонной и многих прочих отраслей, но что касается регионального аспекта, то за редким исключением (например Сочи), мы явно упускаем возможности государственного вмешательства. И ответ почему это так —  весьма прост – мелкий и средний бизнес, который мог бы быть основным донором региональных бюджетов, в стране не развит, а основной источник доходов бюджета – продажи сырья, в первую очередь углеводородного. Интересен ли некий регион, не содержащий в настоящее время никаких прямых экономических возможностей ? А ведь из таких регионов состоит существенная часть территории страны. Но не решив проблему эффективного регионального развития, нельзя добиться успехов ни в развитии инновационной экономики, ни в борьбе с бедностью, ни в повышении  рождаемости.

     Обеспечить успешное развитие нашей экономики и исполнение ориентиров Стратегии 2020 без создания высокоэффективной и жесткой плановой системы невозможно. По таким планам работают все современные корпорации. Наши «пятилетки», бывшие отличным инструментом государственного управления со времен СССР, теперь совершенно напрасно забыты. Необходимо восстановить систему  срочного государственного планирования (от 3 до 5 лет) – как в масштабах всей страны, так и на региональном уровне с четкими планами по росту экономических показателей. Первый шаги —  принятие трехлетного бюджета — в этом направлении сделаны. В тоже время в последнем бюджетном послании В.Путина поставлена задача перейти к 10-15 летнему интервалу планирования. Чтобы исполнить целевые ориентиры Стратегии 2020 необходимо провести титаническую работу по планированию соответствующих показателей в разрезе регионов, отраслей «сверху вниз» по годам вплоть до 2020 г. Такого рода план создаст основу экономической модели корпорация «Россия». И это должно быть не просто бюджетное планирование, а четкий, всеобъемлющий план по развитию всей экономики страны в разрезе отраслей и регионов. Основная проблема, что наши экономические службы, имеющие основной опыт годичного планирования, работы подобного уровня пока не выполняли.

      В настоящее время значительная часть государственных органов не несет никакой экономической ответственности. Какую персональную ответственность несут губернаторы, региональные власти за развитие экономики своего региона, исполнение плановых показателей? Регионам РФ следует установить четкие планы по развитию экономики, промышленности, сельского хозяйства, исполнению местных бюджетов. Далее следует сделать шаг в пользу большей экономической самостоятельности регионов, давая местным властям больше возможностей получения налогов с «местного бизнеса» (без увеличения их числа и величины). Здесь стоит другая проблема – распределения налоговых поступлений между регионами и центром. Разумный упор надо сделать в пользу регионов, соблюдая определенную специфику в отношении сырьевых компаний, имеющих в большей степени федеральный характер. И наконец шаг последний – уставить достаточно адекватный премиальный фонд на местную администрацию, мотивируя ее как «кнутом, так и пряником» не только на выполнение плана, но на его перевыполнение. Известно, что система регионального управления с необходимым уровнем суверинитета достаточно эффективно используется в Китае.

     Очевидно, что руководители экономически успешных регионов, а также их администрации, которые успешно развивают экономику региона, перевыполняют планы, должны получать такие премиальные, чтобы их общий уровень доходов мог конкурировать с доходами менеджеров аналогичного уровня в частном секторе. Они должны также получать еще более серьезную «моральную» мотивацию. Такие руководители и их опыт должны всячески «пиариться» во всех СМИ и на телевидении. Возможно,  имеет смысл создать общероссийский конкурс «Лучшие регионы России». И при соответствующей подаче из этого можно сделать отличный телевизионный проект. Руководители страны должны обязательно хотя бы раз в полгода устраивать публичные и жесткие «разборки полетов» по поводу исполнения региональных планов. И всячески отмечать лучших из лучших.

      И если экономическая мотивация заработает, а реальный уровень доходов чиновников будет отслеживаться и контролироваться службами экономической безопасности государства, то чиновники будут менять свой «вектор». Они станут реально заинтересованы в основном механизме собственного и «общественного» обогащения, при котором вектор их личных интересов, интересов государства, инвесторов и общества будут совпадать, а не противоречить другу другу – развитии среднего и малого бизнеса, стимулировании предпринимательской активности населения и инвесторов, привлечения частных и государственных инвестиций. Они будут сами искать инвесторов, организовывать инвестиционные «шоу», предлагать нормальные условия по продаже и аренде земли, строительства, организации производств, развития инфраструктуры. Руководители регионов будут в спешке набирать в свою команду настоящих профессионалов, а не заниматься «рассадкой свояков». Администрация будет заинтересована не в создании бюрократических препон, а в максимальной эффективности и простоте всех процедур. И тогда почва у «коррупции» (понятно, что полностью ее устранить невозможно) в ее нынешних масштабах будет постепенно «таять». Другой рецепт – максимально сократить возможность влияния государства на процесс частных инвестиций.

     Успешный опыт борьбы с коррупцией за рубежом показывает, что повышение заработной платы госслужащих является одним из решающих факторов победы. Однако простое повышение заработной платы, в ряде случаев безусловно необходимое, может сразу не дать того эффекта, который необходим. Эти меры необходимы, но недостаточны. Важнейшие предпосылки — кадровая открытость, конкуренция, жесткий контроль и отчетность. Чем более коррумпирована система, тем более она закрыта. Если будет включен механизм кадровой конкуренции на фоне мер, повышающих ответственность управленцев, при возрастании уровня доходов госслужащих «коррупционеров» могут постепенно легко сменить более профессиональные и существенно более законопослушные кадры.

     Сейчас экономическая реальность во многих наших регионах крайне печальна. Их экономика имеет колоссальное отставание по сравнению с наиболее успешными регионами. Как известно, все начинается с головы – кадры решают все. Многие регионы пребывают в полном «стопоре», обусловленным низким профессионализмом и пассивностью местных властей. Государственные кадры на всех уровнях должны стать не «закрытой кастой», а уделом самых талантливых и честных.

     Один из секретов многолетней успешной работы Ф.Д.Рузвельта, избиравшегося на пост Президента США 4 раза, был созданный им «мозговой трест» из лучших специалистов своего времени. Следует создать механизмы привлечения грамотных кадров путем открытых конкурсов, объявлений на сайтах на государственную службу. Что касается многих наших министерств (например Минэкономразвития и Минрегионразвития), а также многих администраций регионов, то какие либо вакансии на их сайтах просто отсутствуют. Так что двери пока закрыты.

     На выход из Великой Депрессии Ф.Д.Рузвельту потребовалось около 10 лет, что касается экономики России, то значительная часть ее регионов до сих пор пребывает в «безвылазной депрессии».  Им явно не хватает своих, «местных Рузвельтов». Наше государство будет успешно расти только в том случае, если оно создаст новое, эффективное поколение руководителей, которые «поднимут» страну и «поднимутся» сами. Не будем забывать, что решить проблему опережающего и эффективного развития нашей страны, а также создания кадрового резерва может только создание эффективной системы местного самоуправления, вовлекающей в процесс решения общественных проблем «снизу» всех активных граждан страны. Такая система сможет способствовать пробуждению и развитию гражданского самосознания русского народа, общественной активности, которой сейчас как раз и не хватает. Никакой государственный аппарат, если он не делегирует свои управленческие функции глубоко вниз управлять столь огромной и протяженной страной не сможет.

     Не менее важная составляющая – моральная составляющая проблемы. Государство во времена СССР уделяло нравственности своих граждан и служащих значительно более серьезное внимание, чем сейчас. Однако в 90-е года, когда наступила  тотальная «безнаказанность», внезапно обнаружился определенный дефицит нравственности, ставший неизбежным следствием многолетнего господства «атеизма». Воспитание системы ценностей, основанных на наших духовных и культурных традициях – процесс непростой и длительный, но процесс инициирован и он обязательно даст результаты.