В связи с плачевным состоянием отечественной экономики в последнее время все чаще звучат предложения о восстановлении практики государственного планирования отечественного производства как средства его реанимации. Однако прежде, чем приступить к такому восстановлению, необходимо ответить себе на вопрос, что сегодня хотим мы получить от отечественных промышленности и сельского хозяйства в случае возвращения их на рельсы государственного планирования и управления.
Для правильного ответа на этот вопрос сначала необходимо уточнить, что означает слово «план». План — это не закон (как многие привыкли думать), не панацея от всех бед и не средство для подъема производства, а всего лишь мечта или, как мы привыкли говорить, идея.. Та самая идея, которая возникает, в сознании человека ДО начала процесса труда, и для реализации которой люди, в общем-то, и начинают этот процесс. Главным условием, определяющим способы реализации плана как идеи, является его содержание. Так, например, если Вы мечтаете выпить чашечку кофе, лежа в постели, то такая мечта (план) может быть осуществлена тремя различными способами.
Первый способ. Если Вы живете вместе с родными или с друзьями, то Вы можете попросить кого-нибудь из них сварить кофе и подать его Вам в постель бесплатно в качестве доказательства их любви к вам. Второй способ. Если они не любят Вас, и не хотят делать это бесплатно, то Вы, при условии наличия у Вась денег, можете уговорить их сделать это за плату. Третий способ. У Вас нет ни родных, ни друзей, ни денег. В этом случае, причем весьма вероятном в наше суровое время, Вам придется самому сварить кофе, налить его в чашечку, лечь с ней в постель и только тогда выпить кофе.
Но так легко и просто дело реализации мечты обстоит только с прихотями. А вот мечта о необходимом для выживания куске хлеба реализуется гораздо сложнее. Если Вас не накормят родные или друзья, то может оказаться, что даже при наличии денег Вам не удастся его купить, потому что или количество Ваших денег окажется недостаточным для реализации заветной мечты, или хлеба просто не будет в продаже. Попытка решить этот вопрос так же просто, как с кофе в постели, то есть собственными силами, с хлебом уже не проходит. Способ самообслуживания для утоления хлебного голода требует наличия не только собственной земли, но всего остального, необходимого для получения куска хлеба в готовом для употребления виде. Наиболее доходчиво такой процесс борьбы с голодом описан в хорошо всем известной приключенческой повести о Робинзоне Крузо. Поэтому для тех, кто не живет на необитаемом острове и не имеет времени и возможностей для самообеспечения остается еще один, наиболее распространенный и хорошо освоенный мировым сообществом способ решения этой проблемы: отнять хлеб у того, у кого он есть, и лучше всего с землей, на которой он выращивается. На решение проблемы голода именно таким способом и нацелены все войны, ведущиеся на земле с момента появления на ней городов. Между прочим, ведущиеся по тщательно разработанному и выверенному во времени плану. Так что план — плану рознь.
Поэтому говорить о том, что в России отсутствует централизованное планирование производства не совсем правильно. А точнее — совсем неправильно. Просто изменился способ удовлетворения потребности городского населения в хлебе насущном. Неуклонно ускоряющееся, начиная с 1973 года, отставание возможностей используемой в СССР технологии производства сельхозпродуктов от растущих потребностей городских жителей накапливало в обществе социальный динамит. Пустые витрины и прилавки городских и сельских магазинов становились самым мощным аргументом антисоветской и антикоммунистической пропаганды. Государственный аппарат управления, чтобы уйти от неизбежного социального взрыва в СССР, вместо того, чтобы принять меры по совершенствованию технологии сельскохозяйственного производства, принял решение перейти на увеличение импортного продовольствия, то есть на закупку его у зарубежных сельхозпроизводителей. Для наполнения желудков советских городских граждан таким способом понадобились деньги. Много денег. И не каких попало, а только долларов как всеобщего валютного эквивалента. Доллары можно получить только за дефицит на мировом рынке. На мировом рынке в дефиците только ресурсы (нефть, газ, электроэнергия), сырье (медь, алюминий, уран) и оружие для захвата земель, на которых люди выращивают хлеб. Вот на эти отрасли народного хозяйства и была возложена задача производства денег в виде долларов для решения продовольственной проблемы отечественных городов. Кроме того, в качестве спасательного жилета раздали городским гражданам по 6 соток, чтобы продержались в рыночном море на плаву до лучших времен.
Так что не расстраивайтесь, граждане. От государственного плана как от идеи никто не отказался. Изменились содержание плана и способ его реализации. Не достигнутую государственную мечту накормить городское население силами собственного производства заменили мечтой о производстве большого количества денег. Реализацией только этой мечты последние 10 лет все и занимаются на всех уровнях управления экономикой страны, начиная с торговца овощами на розничном рынке и кончая Президентом, Правительством и Думой. Борьба за бюджет — это ведь борьба за производство больших денег, а не за подъем отечественного производства продуктов питания в России. Когда бюджет верстается с учетом инфляции, ни о каком подъеме отечественного производства никто и не думает. О его стабильности или подъеме в условиях рыночной (товарно-денежной) экономики можно судить только по двум объективным показателям: нулевой инфляции и снижении цен. Если не знать о действии этих элементарных экономических законов, и не предпринимать необходимых мер по их соблюдению, то в ближайшее время лапша на ушах может стать единственным продуктом питания основной массы российских граждан. Как видим, само наличие государственного плана производства еще ни о чем не говорит. Необходимо уточнить — плана производства чего.
Кстати, именно коренное изменение содержания государственного плана путем переключения его с производства необходимого для выживания населения количества продуктов питания на производство денег, и потребовало участия в претворении его в жизнь большого количества евреев как профессиональных потомственных специалистов преимущественно в этой области производства, учета и контроля. То, что дефицит денег сегодня в России точно такой же, как и продуктов питания до перестройки, свидетельствует всего лишь о вопиющем непрофессионализме наших сегодняшних скороспелых финансистов, срочно перелицованных из бывших советских экономистов-недоучек хрущевско-брежневского разлива. Именно по этой причине их более квалифицированные «коллеги» из МВФ и других ларьков с деньгами нас с ними всё время и «обувают».
Поэтому, прежде чем приступать к разработке и обсуждению очередного государственного плана восстановления отечественного производства, затонувшего в океане мирового рынка, полезно познакомиться с той идеей, которую предлагает осуществить с помощью этого производства группа профессиональных экономистов и управленцев, объединившихся в Общественное экономическое конструкторское бюро «ИВА». Но сразу же необходимо уяснить, что тем, кому сегодня нужно много денег, чтобы купить все, что хочется (от вещей до людей), эта идея помочь не сможет. Потому что для ее реализации деньги не нужны. Более того, она не предусматривает и производство каких попало вещей и продуктов. Для выполнения этой идеи-плана нужна организация лишь такого производства, которое позволит каждому участвующему в нем человеку стать не только свободным от чьего-либо, кроме собственного, принуждения к труду, но и гармонично развитым как физически, так и духовно. Короче говоря, смысл плана состоит в организации производства прежде всего самого человека. Такого, у которого все должно стать прекрасным — от лица до одежды. Но главное — у него должны стать прекрасными душа и мысли. Вы скажете, что такого не может быть. Может! Для этого надо «всего лишь» перенастроить систему управления производством так, чтобы оно служило и подчинялось людям, а не люди ему.
Такая перенастройка возможна только при одном условии. Деньги как регулятор общественных отношений в области распределения условий производства и его результатов должны быть полностью отделены от той части общественного производства, которая должна поддерживать жизненно необходимый уровень воспроизводства физических и умственных сил человека. Иными словами, производственный сектор жизнеобеспечения человека должен быть юридически и экономически отделен от сектора «жизнеобеспечения» денег. Именно такой способ управления отечественным производством и предложен группой специалистов из ОЭКБ «ИВА». Этот способ позволяет перенастроить отечественную экономику на выполнение предлагаемого ими плана в кратчайшие сроки. Вопрос только в одном — хотят ли реализации такой идеи сами люди. Ведь в этом секторе не предусмотрено место для тех, кто любит деньги больше собственной жизни и больше жизни своих родных, друзей, знакомых и просто людей, живущих на земле. Более того, в нем не предусмотрены виды деятельности и для тех, кто любит только делать деньги. Этим специалистам для того, чтобы попасть в такой сектор, придется переквалифицироваться на производство более значимых для жизни людей ценностей.