Главная / История Российской империи / Юрий Булычев «Н.М. Карамзин и его роль в становлении русской классической культуры»

Юрий Булычев «Н.М. Карамзин и его роль в становлении русской классической культуры»

Николай Михайлович Карамзин

Николай Михайлович Карамзин

В формирование основополагающих принципов русской классической литературы, общественной мысли, историографии огромный вклад внес Николай Михайлович Карамзин (1766 -1826). Он был выходцем из богатой дворянской семьи, детство провел под надзором малообразованного отца и мачехи и подростком попал на воспитание в частный московский пансион, что принесло Карамзину пользу прежде всего в изучении иностранных языков. Кончив курс, он стал посещать университетские лекции, а потом поступил на военную службу, которая, не удовлетворив его, заставила выйти в отставку в чине поручика и поселиться в Москве. В 1784 г. Карамзин сблизился через посредство И.П. Тургенева с кружком Н.И. Новикова. По поручению Новикова он принял участие в издании «Детского чтения», печатая там переводы педагогического содержания. По некоторым свидетельствам, Карамзин был вовлечен в масонство, но в какой степени и надолго ли, – неизвестно. Одно можно сказать точно – учением масонов он не проникся, так как всякого рода мистицизм был ему противен.

В 1789-1790 гг. Карамзин совершил путешествие в Западную Европу, где познакомился со многими видными представителями Просвещения. Будучи в Париже в период французской революции 1789 г., он слушал в Конвенте речи Мирабо и испытал увлечение пафосом революции По возвращении на родину он опубликовал «Письма русского путешественника» (1790). Последние привлекли к себе внимание общества, так как их автор проявил хорошее знакомство с тогдашней европейской литературой, явился одним из новаторов в вопросах стиля, высказав очень созвучные убеждениям образованных людей того времени европоцентристские идеи. В «Письмах» Карамзин продолжал идеологию русского ученичества у Западной Европы. Путь образования, писал он, один для всех народов. Все народы движутся по одному пути, поэтому все те, кто сожалеют о потере русской нравственной физиономии, страдают недостатком основательного размышления. «Все народное ничто перед человеческим, – заключал писатель. – Главное быть людьми, а не Славянами»[1].

Письма печатались в «Московском журнале», где были напечатаны и первые повести Карамзина. Из них особенно сильное впечатление на общество произвела «Бедная Лиза». Благодаря литературному творчеству Карамзина русский литературный язык сблизился с разговорной речью образованного дворянского слоя, были устранены устаревшие формы и введены более простые и естественные синтаксические конструкции. Карамзин выработал гибкую, изящную фразу и обогатил словарный состав русского языка, введя в оборот такие понятия, как «промышленность», «человечность», «развитие», общественность».

Поскольку в первый период своего творчества Карамзин придерживался европоцентристских представлений, то, предприняв издание журнала «Вестник Европы», выбрал девизом журнала слова: «Россия есть Европа» и пропагандировал освоение европейского философского наследства. Являясь поклонником социальной философии Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо, сторонником опытного знания, Карамзин верил в силу человеческого разума и был не чужд идеи нравственно-исторического совершенствования человеческого рода. Большую роль в этом совершенствовании он отводил искусству, которое, на его взгляд, призвано указать человеку достойные пути и средства достижения счастья, а также формы разумного наслаждения жизнью.

В дальнейшем Карамзин совершает поворот к русским консервативным идеям. Он осуждает революционный террор якобинцев как крушение идей Просвещения, пересматривает свое понимание истории и приходит к выводу о том, что надежда на нравственное совершенствование человечества весьма шатка. Карамзин склоняется к историческому провиденциализму, к признанию высокой ценности национальной самобытности в культурной жизни. В 1802 г. в заметке «О любви к Отечеству и народной гордости» писатель подчеркивает, что мы не можем быть умны чужим умом и славны чужой славой, а должны иметь свои заслуги, не уступающие достоянию иных народов. В этой связи он указывает не только на военные победы русских, но и на духовные связи с Византией, ставшие источником древнерусской образованности, а также на быстрые успехи русской литературы. Особое значение Карамзин придает русскому языку, отмечая его широкие и утонченные выразительные возможности. Наш язык, полагает Карамзин, приспособлен не только для высокого красноречия, для героической живописной поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности. Он богаче гармонией, чем французский, прекрасно служит излияниям души и разнообразен синонимами. Пафос заметки – в признании ценности национально самобытного начала культуры, которое не совместимо с безмерным подражанием и требует от человека и народа верности себе.

В 1803 г. Карамзин приступил к работе над фундаментальным многотомным сочинением «История государства Российского». Этот труд имел огромное общественное значение. Недаром специальным указом Александра I от 31 октября 1803 г. Карамзин был удостоен официального звания историографа с ежегодным трехтысячным «пенсионом», равным профессорскому окладу.

Создание «Истории» стало целью всей жизни писателя. Он работал над ней 21 год, до самой смерти. Работа над историческим материалом приводит Карамзина к убеждению в самобытности России, русской культуры и российского общественно-государственного строя, в силу чего слепое подражание европейскому политическому опыту со стороны русских правящих верхов представляется ему чреватым катастрофическими последствиями для российского государства. Самые серьезные опасения Карамзину внушали замыслы императора Александра I отменить крепостное право и скоропалительно переделать русский государственный строй, согласно передовым просветительским идеям. Чтобы предостеречь императора-идеалиста от роковых ошибок, Карамзин, по просьбе младшей сестры царя великой княгини Екатерины Павловны, написал записку «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Ко времени написания названной работы (1811) у Карамзина углубилось понятие ценности национальной самобытности. В его сочинениях появляется понятие народного духа, которое он определяет как «призванность к нашему особенному». Древние навыки и традиции воспринимаются им как ценности и святыни, которым народ и его руководители не должны изменять.

Созданная в свете этих убеждений «Записка» представляет собой назидательный исторический очерк общественно-государственной самобытности России. Автор настойчиво проводит мысль о том, что наша страна есть своеобразная цивилизация, которая, «возвысив главу свою между азиатскими и европейскими царствами», сочетает в своем общественном строении черты этих обеих частей света. Состоящая из многих элементов, обладающих различными общественными укладами, Россия всегда слабела от недостатка национальной собранности и укреплялась патриотической самоуверенностью, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием.

Реформы Петра, на взгляд Карамзина, духовно ослабили Россию. Люди допетровской эпохи твердо верили, что их Отечество – Святая Русь, первостепенное государство. Теперь же, пойдя в обучение иностранцам, русские потеряли гражданское достоинство. «Некогда называли мы всех иных европейцев неверными, теперь называем братьями; спрашиваю: кому бы легче было покорить Россию — неверным или братьям? – задавался вопросом Карамзин – …Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр» [2],– заключал историк.

Вред петровских реформ, по мысли Карамзина, состоял не в насаждении просвещения, а в подавлении русских обычаев и унижении национального достоинства. Русская одежда, пища, борода не мешали заведению школ. Государство вполне могло заимствовать из других стран полезные знания, не изменяя своим обычаям. Самодержавный государь вообще не вправе беззаконно, насильственно менять традиционные формы народной жизни. В этом отношении, поучает Карамзин, монарх может действовать только примером, а не указом. Истинное самодержавие, следовательно, не есть тирания. Оно должно осуществляться в согласии с верованиями и воззрениями народа, в защите духовных и национальных традиций Отечества находя свое высокое оправдание. Такое самодержавие есть залог целостности и счастья России. Всякая попытка подчинить власть царя формальному закону породит борьбу разных слоев общества, партий, правительственных учреждений ради использования законодательства в своих интересах, что закончится страшной смутой. «Если бы Александр, вдохновенный великодушною ненавистью к злоупотреблениям самодержавия, взял перо для предписания себе иных законов, кроме Божиих и совести, – внушал Карамзин, – то истинный добродетельный гражданин российский дерзнул бы остановить его руку и сказать: ”Государь! Ты преступаешь границы своей власти: наученная долговременными бедствиями, Россия пред святым алтарем вручила самодержавие твоему предку и требовала, да управляет ею верховно, нераздельно. Сей завет есть основание твой власти, иной не имеешь; можешь все, но не можешь законно ограничить ее!..“»[3]

В своей записке историк предсказал возможные отрицательные последствия скоропалительной отмены крепостного права. По его убеждению, освобожденные от надзора помещиков и предоставленные самим себе, не привыкшие к свободе крестьяне станут пьянствовать, злодействовать и составят богатую жатву для кабаков и взяточников-исправников. Хозяйственная и политическая система государства будет разрушена, поля могут прийти в запустение. Дворяне, ныне управляющие экономической и общественной жизнью в качестве полномочных представителей государства, потеряют свою руководящую роль. «Падение страшно, – предостерегал Карамзин, – Первая обязанность Государя есть блюсти внутреннюю и внешнюю целость государства; благотворить состояниям и лицам есть уже вторая. Он желает сделать земледельцев счастливее свободою; но ежели сия свобода вредна для государства? И будут ли земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их собственным порокам, откупщикам и судьям бессовестным?.. Мне кажется, что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, для которой надобно готовить человека исправлением нравственным, а система наших винных откупов служит ли тому спасительным приготовлением?» [4]

В феврале 1811 г. историк прочитал свою «Записку» царской сестре, а через месяц она представила Карамзина Александру Павловичу. Император благосклонно выслушал главы из «Истории государства Российского» и познакомился с «Запиской о древней и новой России». Судя по холодному прощанию с Карамзиным, император остался недоволен нравоучением историка.

В 1816 г. Карамзин подготовил к изданию 8 томов «Истории» – итог двенадцатилетнего напряженного труда. В начале февраля этого же года Карамзин с друзьями П.А.Вяземским и В.Л.Пушкиным прибывает в Петербург, чтобы заручиться моральной и финансовой поддержкой царя в издании своей историографического сочинения. Для создания благожелательной общественной атмосферы вокруг своего труда, Карамзин решился на публичные чтения его фрагментов. Автором было предпринято несколько публичных представлений «Истории»: трижды у мецената графа Н.П.Румянцева, дважды в кругу членов неофициального общественно-литературного объединения «Арзамас», по одному разу у А.И.Тургенева, в салоне графини А.Г.Лаваль и, наконец, у вдовствующей императрицы Марии Федоровны [5] . 16 марта, после полуторамесячных хлопот Карамзина принял Александр I. В тот же день историк был произведен из коллежских советников в статские, пожалован орденом Святой Анны первой степени, получил из императорского кабинета на издание «Истории» 60 тыс. рублей. Все это автоматически избавляло его от цензуры. Средства от будущей продажи сочинения поступали в распоряжение автора. Кроме того, на весенние и летние месяцы Карамзину предоставлялся домик в Царском Селе, где находилась одна из резиденций государя [6].

К началу 1818 г. печатание «Истории» было закончено, и в феврале этого года восемь томов поступили в продажу. Тираж сочинения составил 3 тыс. экз., в пять раз превышая самоокупаемость изданий того времени. Все восемь томов продавались по цене от 50 до 55 руб., что соответствовало средним ценам на книжном рынке России 10-20-х гг. XIX в. Книготорговый успех «Истории» оказался впечатляющим: тираж был реализован менее чем за месяц.   Петербургское общество с восторгом встретило сочинение. Пушкин вспоминал, что прочел 8 томов с жадностью и со вниманием и что все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную «Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Коломбом» [7].

Успех первых томов «Истории» стал для Карамзина стимулом для дальнейшей работы. Последний 12 том не был завершен автором. Уже после смерти Карамзина он был подготовлен к печати друзьями историка и увидел свет в 1829 г.

«История» оказалась в центре общественного внимания потому, что отвечала потребности русского национального самосознания, обостренной Отечественной войной 1812 г. Кроме того, труд Карамзина имел достаточно популярную и литературно совершенную форму, возбуждал мысль и полемику, которая не утихала в течение двадцати лет после издания первых восьми томов. П.А.Вяземский писал, что появление труда Карамзина «было истинно народным торжеством и семейным праздником для России», что вся страна,     «долго не знавшая славного родословия своего, в первый раз из книги сей узнала о себе, ознакомилась со стариною своею, своими предками, получила книгою сею свою народную грамоту, освященную подвигами, жертвами, родною кровью, пролитою за независимость и достоинство имени своего»[8]. Тогда же, в 1818 году, Карамзин был принят в члены Российской Академии.

Роль Карамзина в процессе развития русской мысли и формирования отечественной классической культуры трудно переоценить, ибо он (как писатель, поэт, мыслитель, историк, литературный критик и издатель) с 90-х годов ХVIII века в течение тридцати с лишним лет был одной из центральных фигур в исторической науке, литературной и общественной жизни России. Даже с внешней стороны Карамзин представлял собой замечательный человеческий тип. Как вспоминал один из его современников, он был «высокого роста, немолодых лет и прекрасной наружности… лицо его было продолговатое, чело высокое, открытое, нос правильный, римский. Рот и губы имели какую-то особенную приятность и, так сказать, дышали добродушием. Глаза небольшие, несколько сжаты, но прекрасного разреза, блестели умом и живостью. Вполовину поседелые волосы зачесаны были с боков на верх головы. Физиономия его выражала явственно душевную простоту и глубокую проницательность ума… В его приемах, обращении и во всех движениях соединялось глубокое познание светских приличий с каким-то необыкновенным добродушием и простотою патриархальных времен»[9].

Вокруг этого замечательного человека и его красивой, радушной и хорошо образованной жены Екатерины Андреевны сложился кружок одаренных творческих людей, сыгравших выдающуюся роль в развитии отечественной культуры. В дружеский круг Карамзиных входил князь Петр Андреевич Вяземский (остроумный либеральный поэт, сводный брат Екатерины Андреевны), Василий Андреевич Жуковский (которого именно Карамзин представил ко двору и рекомендовал в учителя русского языка для жены будущего императора Николая I), Александр Иванович Тургенев (обладавший разносторонними интересами, широким образованием, знанием истории и литературы). Постоянно бывал у Карамзиных поэт Константин Николаевич Батюшков. Летом 1816 г. почти ежедневно к Карамзиным наведывался А.С. Пушкин. Он нашел в почтенном писателе и историке первого покровителя и советчика. Тем летом в Царском Селе у Карамзиных Пушкин сблизился с В.А.Жуковским, П.А. Вяземским, А.И.Тургеневым. Здесь же он познакомился с П.Я.Чаадаевым. Но осенью или в конце 1818 г. Карамзин, по словам Пушкина, «отстранил» его от себя. Причина этого, по-видимому, состояла в увлечении Пушкина оппозиционными власти идеями и в беспутном поведении молодого человека. Но отношения между Карамзиным и Пушкиным сохранялись. Карамзин не переставал покровительствовать поэту, хлопотал за него перед государями Александром и Николаем, Пушкин же сохранял глубокое уважение к Карамзину, волновался о его здоровье. а после смерти этого выдающегося человека сетовал на то, что статьи о Карамзине в журналах холодны, глупы и низки и ни одна русская душа не приносит достойной дани его памяти [10].

Завершая разговор о Карамзине, следует подчеркнуть, что многогранная деятельность последнего, способствовав сложению языка, литературных форм и ценностных ориентаций русской классической культуры, предопределила столбовой путь дальнейшего развития русского культурного самосознания через синтез традиционных православно-национальных и государственных идей с общезначимыми достижениями европейской науки и просвещенности.

[1] Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л., 1984. С. 254.

[2] Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М.: Наука, 1991. С.34-35.

[3] Там же. С. 48.

[4] Там же. С. 74.

[5] См.: Козлов В.П. «История государства Российского» Н.М.Карамзина в оценках современников. М.: Наука, 1989. С. 13.

[6] См.: Там же. С. 15.

[7] Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 8 т. Т. 6. М.: Правда, 1954. С. 44.

[8] Цит. по: Бунатян Г.Г. Город муз. Лениздат, 1987. С. 71.

[9] Цит. по: Бунатян Г.Г. Город муз. С. 64.

[10] См.: Кожевников В. О «прелестях кнута» и «подвиге честного человека». Пушкин и Карамзин // Русский архив. Русский исторический журнал. Вып. 1. М., 1990. С.161-173.