Главная / Русский мир / Юрий Булычев «Миссия русской эмиграции»

Юрий Булычев «Миссия русской эмиграции»

«Миссия русской эмиграции в оценке отечественных религиозных мыслителей»

Царский вестник. Газета русского зарубежьяВсе духовно чуткие и религиозно ответственные мыслители Зарубежной России с большой глубиной сознавали свою особую духовно-интеллектуальную миссию, в качестве представителей гонимой и подавляемой на родине православно-национальной традиции. В самом насильственном отобрании у миллионов русских людей благ прежней жизни на родной земле они видели, как говорил Н. А. Бердяев в редакционной статье “Духовные задачи русской эмиграции”, открывшей первый номер журнала “Путь”, повеление Божие пройти суровую школу аскезы, которой не хотели пройти по собственной воле. Стало быть, как те духовно чуткие люди, которые приняли подсоветскую лагерную судьбу в смысле жертвенно-спасительного пути воссоединения с Богом, с сокровенной Россией креста, Россией Христа, представители Зарубежной России осознали свои задачи в свете христианской традиции покаяния и нравственного обновления, поскольку русское культурное общество несло свою долю ответственности за революцию.

Православие естественно выходило на первый план при осмыслении и решении всех мировоззренческих вопросов. Промыслительное значение массового исхода из России представителей православного мира, на взгляд Н. А. Бердяева, определялось мировым назначением русского христианского Востока и творческим истощением Западной Европы. Трагические события в России и духовно ложные особенности западной цивилизации в равной мере вытекают из отклонения русского и европейского обществ от Христовой правды. “Капиталистическое общество не менее антихристианское, чем общество коммунистическое, — заключал философ. — Борьба буржуазного общества и социалистического общества не есть борьба добра и зла, — в ней выявляются лишь две формы зла. Подлинная же борьба есть борьба Христова и антихристова духа, который проявляется по внешности в полярно противоположных образах. И русский народ и весь мир вновь с небывалой остротой стали перед задачей до конца серьезно понять и принять христианство и осуществлять его действительно и реально в жизни не только личной, но и общественной” 1 .

Углублению и обновлению православного самосознания философская мысль Зарубежья придавала первостепенную роль в грядущем возрождении Отечества. Не через политическое, а через религиозное движение, через единство всех русских в Православной Церкви может восстановиться наш национальный организм, в совокупности разорванных частей русского народа, указывал Бердяев, говоря о задачах эмиграции. Крах исторической России поставил перед Русской Церковью новые мировые и национальные цели. Образовался новый уклад православной души, более активный, ответственный, творческий, более мужественный и волевой. В то время как народные массы отпали от христианства и Церкви, пойдя через поверхностное полу-просвещение, атеизм и нигилизм, интеллигенция и высший культурный слой возвращаются к христианской вере и Церкви. Это меняет стиль русского православия, которое перестает быть простецким, мужицким по преимуществу. “Русским в эпоху всеобщего смешения, — подытоживал философ в выше названной статье, — нужно повышение умственной и духовной культуры. Иначе они останутся безоружными в борьбе, которая происходит в мире. Для борьбы в современном мире нужно усовершенствованное умственное и духовное вооружение. И мы хотели бы способствовать выработке этого вооружения” 2 .

Изживание дореволюционного интеллигентского западничества, поверхностно-политической направленности ума, невнимательности к духовно-культурной подоплеке социально-политических процессов обусловливало постановку религиозных и национальных задач на первый план в мировоззрении наиболее глубоких зарубежных мыслителей. Таким образом, зарубежная русская мысль выполняла миссию хранения и дальнейшего развития нашего православно-национального самосознания.

В виду своего интеллектуально значительного веса, Зарубежная Россия повлияла в христианско-консервативном направлении и на эволюцию западного общественно-культурного сознания. Советский Союз практически показал, а Русское Зарубежье довело до философской ясности сколь мощные разрушительные силы скрываются в европейской цивилизации, с ее принципами глубоко секулярной культуры, духовного релятивизма, индивидуализма и фетишизацией правовых форм. По мысли Вальтера Шубарта, Россия проникнувшись европейскими идеями, доведя их до крайних следствий и приняв на себя судьбу Европы, показала какими великими опасностями чревата эта судьба и куда должна была бы скатиться Европа, если бы она не переоценила и не отринула многие свои идеи. В данном смысле, трагический социальный опыт Советской России и опыт религиозно-философского осмысления национальной трагедии со стороны Русского Зарубежья способствовали правому сдвигу в западных обществах, росту понимания ценности христианских устоев социальной жизни. Однако уразумение духовно-метафизической подоплеки социальных потрясений и необходимость религиозно-культурного углубления собственного консерватизма оказывались доступны только наиболее глубоким европейским мыслителям, которые, как К. Юнг, напоминали, что с другой стороны железного занавеса западному человеку ухмыляется лицо его собственной злой тени. Ибо Запад, так же как коммунистический Восток, верит в государство благосостояния, во всеобщий мир, в человеческое равенство, а по большому счету в царство Божие на земле.

1 Духовные задачи русской эмиграции (От редакции) // Путь. Орган русской религиозной мысли. Кн. 1. М.: Информ-Прогресс, 1992.С.12.

2 Там же. С. 13.