Главная / Духовность / Юрий Булычев «Православная Церковь в постсоветский период»

Юрий Булычев «Православная Церковь в постсоветский период»

«Активизация общественной роли Русской Православной Церкви в постсоветский период»

островной-монастырь-севера-россии

Принципиально новые обстоятельства жизни российского общества после краха советской системы активизировали Русскую Церковь, повлекли формирование православных братств, монархических и культурно-просветительных организаций. Пройдя через десятилетия тяжелейших гонений, Русское Православие вновь обнаружило свою духоносность, свою верность изначальной Традиции и способность к социальному служению в современных условиях. Со своей стороны русское общество проявило потребность в возрождении своей традиционной связи с Православием, обостренную кризисом доверия к новой власти, разочарованием в культивируемых ей либерально-капиталистических ценностях и институтах, обусловивших развал экономики и деградацию российской государственности. Начавшийся процесс воссоздания тысяч храмов, монастырей, духовных школ, возвращения Церкви к благотворительной, просветительной и военно-патриотической деятельности свидетельствует о том, что в России сохраняется объективная возможность нового духовного подъема и дальнейшего развития высокой христианской культуры.

Но возрождение русского православного духа встречает новые формы противодействия. Влиятельные западнические круги в современной России и их покровители за рубежами страны прекрасно понимают, что именно Русская Церковь является фундаментальной основой духовной независимости русского народа, традиционным фактором его великодержавного самосознания и его цивилизационной самобытности. Поэтому проводники западных влияний и западных интересов стремятся ограничить церковное воздействие на общественное сознание и общественную жизнь, дискредитировать Православие, пропагандируют индивидуалистические и нигилистические стандарты западного образа жизни, способствуют укоренению на земле России многообразных религиозных сект и оккультных течений. Не следует обманываться внешними успехами Православия в России, предостерег Патриарх Алексий II, выступая на епархиальном собрании жителей Москвы в 1997 г. Сегодня, сказал он, против Церкви восстают различные силы, пытаясь ослабить, расколоть ее и подорвать ее авторитет в глазах людей. В качестве примеров антицерковной деятельности Патриарх привел случаи из практики телеканалов НТВ и ОРТ, предположив, что «негативное отношение к Русской Православной Церкви, демонстрируемое в настоящее время телевидением и прессой, возможно, предвещает и о новом наступлении на Церковь» [1].

В целом ряде определений, принятых на Архиерейском соборе 1997 г., руководство Русской Церкви предостерегло государство и народ о пагубности навязчивой пропаганды порока, безнравственного и преступного образа жизни, насилия, межнациональной, религиозной и культурной розни. Православные архиереи выразили глубокую озабоченность продолжающейся экспансией униатов, преследованиями православных на Украине со стороны греко-католиков, а также фактами католического прозелитизма на канонической территории Русской Православной Церкви. В письме Председателю и депутатам Государственной Думы руководители Церкви предложили закрепить особое положение Православия и регламентировать деятельность иностранных религиозных организаций в России, с учетом тысячелетнего укоренения здесь православной традиции. Архиерейский собор признал недопустимым вовлечение Преосвященных и священнослужителей в какую-либо предвыборную политическую агитацию, членство их в политических объединениях, уставы которых предусматривают участие в выборах любых уровней [2].

Кроме внешних препятствий возрождению Русского Православия в полноте его нравственно-общественного, государственного и культурного значения существуют болезненные моменты во внутрицерковной жизни. Рассматривая причины наблюдающихся в ней изъянов и разногласий, следует учитывать, что Церковь является органической частью находящегося в кризисе российского общества и не может не отражать общероссийской ситуации. В силу давних исторических событий и революционной катастрофы ХХ века в нашей православной среде сложилось несколько довольно разобщенных укладов, между которыми наблюдаются противоречия. Разногласия идеологического и политического характера обозначились между Московской Патриархией и руководством Зарубежной Церкви, остается неизжитым старинное размежевание между старообрядческим и реформированным укладом Русского Православия. Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1971 г. отменил анафематствования, наложенные в XVII веке на старые русские обряды, но последствия раскола далеко не изжиты, проявляясь до сих пор в слабости соборных начал РПЦ и неразвитости приходской жизни. Всплеск национально-религиозной активности в 1980-1990-х годах возродил интерес к старообрядчеству, обострил необходимость диалога о путях преодоления раскола, возрождении соборности церковной жизни и объединении в России всех православных христиан.

Так же как и во всем обществе, среди православного духовенства и мирян чувствуются расхождения между людьми ориентированными на национальные, почвенные, державные ценности и людьми в той или иной форме испытавшими влияние «общечеловеческой», «общедемократической» идеологии. Последние критически воспринимают все заявления и действия священноначалия, развертывающиеся в национально-патриотическом русле и направленные против экспансии западных идеологий, порой доходя до обвинений самого Патриарха в православном фундаментализме, национализме и «ксенофобии». Ярким примером такого радикал-либерального «батюшки» может служить Глеб Якунин, отлученный от Церкви по решению Архиерейского собора в 1997 г.

Таким образом, далеко не случайно, что наибольшие противоречия в среде православной общественности вызывают ныне две группы вопросов: во-первых, вопросы о роли национального начала в Православии, о национально-патриотической и национально-государственной миссии Церкви и, во-вторых, вопросы об отношении к западным христианским исповедания и об оправданности участия представителей Русской Церкви в экуменически ориентированном Всемирном Совете Церквей. В комплексе названных проблем церковного сознания отражается объективная, жизненно важная задача современного русского общества, диктуемая необходимостью его самоопределения относительно западной цивилизации, его самобытного культурного и цивилизационного развития в русле своей традиционной специфики.

Несмотря на имеющиеся в православной среде разногласия, следует учитывать, что огромное большинство монастырей, священников, мирян и представителей епископата занимают строго традиционную вероисповедную и мировоззренческую позицию, которой фундаментально присущи национально-патриотическая, великодержавная и антиэкуменическая направленность. Об этом свидетельствует всероссийское почитание православными людьми приснопамятного митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).

Высокопреосвященный Иоанн явил пример выдающегося мыслителя и вдохновителя православно-национального движения. Начиная с 1992 года и до самой своей кончины 2 ноября 1995 года, владыка написал большое количество статей, несколько книг, предпринял многочисленные вступления перед православной общественностью и средствами информации по вопросам духовного, национального и государственного обустройства России. С большой религиозно-нравственной глубиной, теоретическим совершенством и практической трезвостью владыка осмыслил многовековые пути, настоящее состояние и перспективы оздоровления русского самосознания, русского народа и российской государственности. Во всех своих трудах и выступлениях митр. Иоанн напоминал слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, что Россия имеет православное призвание служить подножием Престола Господня, что русское понимание жизни определяется идеалом общественного служения Правде Божией, что формы российского общественно-государственного существования должны быть выверены в свете непреходящих православных ценностей, национального исторического опыта и современных национально-государственных интересов.

Митр. Иоанн опровергал представление о христианстве как расплывчатом, бесформенном мировоззрении, ведущем человека по пути безвольного смирения перед всем происходящим вокруг. Подобный взгляд есть сознательная и злонамеренная ложь, распространяемая врагами Христа, Православной Церкви и нашего Отечества, подчеркивал владыка. «Да, христианство есть несомненно религия мира и любви, а не вражды и ненависти. Да, главнейшая заповедь христианства — это заповедь о любви, любви в Богу как к средоточию всяческого добра и блага: милосердия и долготерпения, красоты, гармонии, справедливости. Но именно потому совершенно естественно, что все, идущее вразрез с этой заповедью, все, мешающее христианину исполнять ее, должно быть ему ненавистно. И это — единственно святая ненависть: ко злу, ко греху, к страстям человеческим, к сатанинскому беззаконию. Со всем этим христианин должен быть абсолютно непримирим…

Церковь земная, по определению святых отцов, есть Церковь воинствующая, а поприще нашей земной жизни — место брани и подвига. Любовь не должна быть безрассудна. Она — любя — не растворяется с теми, кого покрывает. Не может любовь принудить человека объединиться с погибельным заблуждением. Истинная любовь беспрестанно сражается, защищая тех, кто доверился ей, от зла, часто скрывающего свое истинное обличие под маской ложного благообразия. Мнимо-христианская «любовь» и ложно понимаемое «всепрощение» — мир со всеми подряд, без разбора — нужны только тем, кто сегодня с бешеной энергией и напористостью готовит всемирное «объединение» и «примирение» под сенью «нового мирового порядка» — политической ширмы, за которой скрывается дьявольский оскал жесточайшей антихристианской диктатуры» [3] .

Большое внимание владыка уделял выяснению ценности национального плана в иерархии уровней бытия. «Надо сказать, — писал он, — что с точки зрения христианина любая попытка упразднить национальную самобытность народа (будь то под лозунгом «общечеловеческих ценностей» или как-либо иначе) является одной из форм богоборчества. Дело в том, что разделение единого некогда человечества на различные расы и племена произошло по прямому велению Божию… Боле того, Православная Церковь учит, что каждый народ, как соборная личность, имеет и своего особого Ангела-хранителя. Тайна национальности коренится в мистических глубинах народной жизни, являясь одной из важнейших первооснов человеческого бытия, залогом того духовного единения, без которого немыслимо само существование народа, общества, государства» [4] . Соборная индивидуальность народа неповторима, как неповторимы личные особенности каждого из нас, напоминал митр. Иоанн. История человечества есть история племен, его составляющих. «Поэтому так же, как не способен к полноценной жизни человек, лишенный памяти, не может нормальное существовать и народ, не имеющий ясного, осмысленного понимания своей исторической судьбы, своего высшего, промыслительного предназначения, своих религиозных святынь и традиционных гражданских, государственных, державных идеалов» [5] .

Очерчивая задачи разработки новой русской идеологии и программы государственного возрождения России митр. Иоанн указывал, что современные отечественные мыслители и деятели должны учитывать три традиционно-русских мировоззренческих архетипа: архетип державности или имперского предназначения России в качестве вселенской миротворческой державы, охраняющей традиционные ценности и святыни; архетип русского национализма, подразумевающий особо важную и ответственную роль нашего триединого (великорусско-малоросско-белоруского) народа в державном бытии и служении; архетип религиозного мессианизма, направляющий русское служение прежде всего на защиту догматических и нравственных идеалов Православия [6]. В приветствии к участникам Всероссийского монархического совещания Владыка признавал, что только православная монархия, опирающаяся на развитую систему выборных учреждений, является исторически опробованной, естественной формой государственного бытия российской цивилизации. Вместе с тем митрополит призывал к восстановлению монархии в творческом процессе, избегая примитивной реставрации изживших себя старых форм [7] .

Новым свидетельством поразительной жизнеспособности Русского православия явились решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося в августе 2000 г. в зале церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве. Важнейшим актом Собора явилась канонизация последнего русского государя и его семьи в чине страстотерпцев. В общей сложности к лику общецерковных святых было причислено 1 154 подвижника веры и благочестия, из которых большая часть (1 090) являются новомучениками, пострадавшими за веру Христову в ХХ веке [8]. Собрание архиереев приняло ряд других исторических решений (одобрив новую редакцию церковного устава и документ об основах социальной концепции Церкви, отразивший ее официальную позицию в сфере отношений с государством и светским обществом), заявив тем самым, что Церковь вступает в новый период своего бытия с новыми духовными и жизнестроительными силами.

Итак, несмотря на то, что русский народ внутренне ослабел, несмотря на то, что христианство в мире и в России находится в сложном положении, возможность православного возрождения нашей страны сохраняется. По верному указанию современного греческого богослова Христоса Яннараса, отсутствие актуального воплощения Православия в конкретной, исторически динамичной культурной «плоти» вовсе не означает, что семена церковной истины погибли, а заключенный в них живительный сок иссох. Противостояние Запада и Православия только на первый взгляд кажется чудовищно неблагоприятным для последнего, однако «в действительности речь идет о зерне, погребенном и умершим в земле: вот что представляет собой Православие наших дней. Но в самой этой смерти — надежда и вера православных христиан. Задача православного свидетельства сегодня заключается в различении между животворным погребением «пшеничного зерна» и безнадежной и необратимой коррозией, открыто разъедающей структуру еретической цивилизации» [9].

[1] Епархиальное собрание города Москвы // Русский вестник. 1997. № 52. С. 4.

[2] См.: Архиерейский собор Русской Православной Церкви // Русский Вестник. 1997. № 6-7. С. 4

[3] Митр. Иоанн. Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб.,1995. С. 29-30.

[4] Митр. Иоанн. Русь соборная. Очерки христианской государственности.СПб., 1995.       С. 201.

[5] Одоление смуты. С. 124.

[6] См.: Там же С. 216-217.

[7] См.: Там же. С.343-344.

[8] Прославление Собора новомучеников и исповедников российских // Русский Вестник. № 31-32, 2000. С. 10.

[9] Яннарас Христос. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992. С. 227.