Когда-то, давным-давно, одним из самых страшных снов в моей жизни был сон, в котором я курю. Понятное дело, эти сны начали мне сниться через некоторое время после того, как курить я бросила. Помню, просыпалась с чувством – ах, тряпка, как же ты могла, никакой силы воли! Но я даже и не подозревала, что гораздо более страшные сны еще впереди. Однажды меня поверг в ужас сон, в котором я…смотрела телевизор! Это был реальный кошмар, я проснулась в холодном поту. Догадываетесь, когда мне начали сниться такие сны? Да-да, после того, как я начала соблюдать пост.
Забавно, мне не снилось, что я ем мясо или мороженое, – наверное, потому, что пищевой пост тогда, в молодости, на неофитском подъеме, вообще никаких трудов не стоил. Это было так здорово, так ново, организм ликовал! И я искренне удивлялась, когда моя крестная, у которой опыт церковной жизни был уже довольно большой, говорила, что ей под конец поста жареные окорока снятся. Я-то по наивности и тщеславию, конечно, думала, что я просто круче:) При этом мне не снилось в кошмарах, что я пропустила службу или что я была недостаточно добра к окружающим. Эти вещи меня не пугали, потому что службы я почти не пропускала, а отношения к окружающим меня не очень волновали, не в них я видела смысл поста.
А вот телевизор – это да… От этого отказаться было очень трудно (тогда же не было интернета), информационное поле очень затягивало. А заодно и музыка, но с ней было проще – в неофитском пылу мы выбросили почти все кассеты с музыкой, которую слушали ДО. Еще оставалось чтение «светских» книг, но в первые годы их очень удачно заменила духовная литература или художественная с православным уклоном. Правда, со временем, когда духовной литературы я не просто наелась, а откровенно переела, вопрос встал ребром. Помню, я только открыла для себя Толстого и как раз перед постом начала читать «Анну Каренину», а батюшка возьми и запрети ее читать в пост. Вот это было мучение Хотя сейчас я думаю: и чем Анна Каренина в пост не угодила? Но об этом чуть позже.
Возвращаясь к первым годам в Церкви, я вспоминаю, что Великий пост выдерживался строго – и в еде, и в посещении служб, и в урезании себя в удовольствиях, и в супружеских отношениях, и даже дополнительные правила налагались. Все как «положено» в общем. И это было так естественно, такой полет души, такая радость! И даже с первыми детьми удавалось допускать только самые малые послабления, зато сильно выросло ощущение подвига. Но со временем запал постепенно притух, сил поубавилось, дел поприбавилось, а тут подоспели и разнообразные кризисы – и семейный, и возрастной, и обязательно духовный. Были моменты, когда вообще возникали сомнения в осмысленности всего происходящего в Церкви (ну, пожалуй, кроме Причастия), не говоря уж о посте – против него в душе возникали такие барьеры!
Но кризисы кое-как проехали, и каждый год неизменно снова строишь великие планы на Великий пост. Правда, планы эти в сравнении с предыдущими годами – все скромнее и скромнее. То думал: ну все, за пост прочитаю все Жития святых и Евангелие три раза, буду каждый день дополнительно читать покаянный канон, причащаться каждую неделю и т.д. и т.п. Потом думал: ну уж теперь-то в пост я точно, наконец, начну новую жизнь – правило буду читать каждый день, не есть булок, в первую и последнюю неделю на все службы буду ходить (по возможности) и пр. и пр. Еще через год – хоть бы утреннее правило частично возобновить, сладкого поменьше бы есть и с детьми не ругаться…
Нда, явно видно, что динамика отрицательная. Первое время, осознав, что пост проходит все бездарнее и бездарнее, я была очень и очень расстроена. Терзалась муками совести, ощущением собственной ничтожности, тщеславными страданиями из серии «ах, я отчетливо деградирую», тосковала и ненавидела себя. Потом мне стало все равно, из серии – а, тонуть, так тонуть. Потом наступил период острого отрицания – да кому вообще нужны эти мучения Великого поста!!! Несколько лет я постилась (кое-как) и непрерывно злилась на пост. И только сейчас, через 16 лет после первого поста, я как-то более менее трезво могу все это воспринимать. Без восторженного неофитства (хотя его подчас не хватает), но и без резкого отрицания. Я почти научилась трезво оценивать свои возможности и силы и не ставить себе невыполнимых задач, приводящих к разочарованиям и презрению к себе.
Если воспринимать пост как некое выключение из жизни, затвор, полумонастырское существование, тогда невозможно не испытать разочарования, потому что (не знаю как для вас, а для меня точно) в реалиях семьи, да еще и с детьми, это совершенно невозможно. И не столько в плане еды и посещения служб, сколько как раз в плане выключения из «мирской» жизни. Потому что пост наступает, а наши обязанности в отношении семьи и в отношении работы (если таковая есть) ничуть не меняются и не уменьшаются. И чем больше этих обязанностей на вас лежит, тем меньшее выключение из повседневной суеты вы можете себе позволить.
Совершенно не до чтения длинных молитвенных правил и посещения максимального количества постных служб – если нет времени и сил читать их в обычное время, откуда им вдруг взяться в пост? В пост не только не уменьшаются, но и появляются дополнительные обязанности, ибо приготовление постной пищи, например, требует больше времени, усилий и фантазии. В общем, в любом случае, монастырская жизнь, в которой есть только тишина и молитва, не получится ни под каким соусом. Так что начинаешь постепенно применять в отношении себя те правила и методы, которые применяешь к детям. Правило очень простое – НЕКОТОРОЕ ограничение. То, которое тебе по силам. То, которое не вызовет в тебе дикую злобу и раздражение по отношению ко всем окружающим. Как рассказывала мне одна знакомая – муж в первый день поста решил ничего не есть, и вечером он вернулся с работы злой, как…сами знаете кто
Думаю, большинство со мной согласится, самое тяжелое для современного человека ограничение – ограничение информационного поля, будь то телевизор («ну хоть новости»), чаще интернет, чтение, общение и разговоры. С едой как-то проще разобраться, есть силы и здоровье поститься в той или иной степени – постишься, если нет – то нет. Ограничить свое общение (а для многих, главным образом, это общение в интернете) намного тяжелее. Потому что так становится скучно. Но, может быть, как раз это самое «скучно» и будет являться тем двигателем, который поможет о чем-то лишний раз задуматься, помолиться (путь даже и от скуки!), почитать что-то серьезное, пусть и не обязательно духовное, побольше пообщаться с детьми.
Недавно задумалась – а чего бы в пост почитать? К духовной литературе возвратиться я не могу (может, пока, а может, и совсем), легкомысленная отпадает… В общем, когда и почитать классику, как не в пост. «Анна Каренина», кстати, чем не постное чтение? Я до сих пор недоумеваю, почему в тот раз мне ее запретили. Страсти? Так это полезно про страсти почитать, тем более, что там они вовсе не прославляются. Как говаривала моя бабушка – очень поучительно! В общем, я для себя решила: в пост читаю серьезную литературу, про «страсти». И кстати, заодно уж можно и любимое перечитать – Лескова, Чехова, Тургенева.
Может быть, я и в самом деле деградировала и в корне не права, но к посту я стала относиться с гораздо меньшими запросами. Я не жду, что в течение поста произойдут какие-то глобальные изменения и просветления в моей душе. Я просто живу. Ставлю перед собой какие-то самые минимальные задачи. Например, хоть один раз попасть на канон в храм (а нет, так дома почитаю), один раз за пост попасть на Преждеосвященную, хотя бы два раза причаститься, попасть на одну-две службы на Страстной. Не есть много сладкого – это, кстати, и полезно. Не смотреть легкомысленные фильмы и сериалы. Поменьше лазить в интернет. Не спорить! Постараться не орать на детей. Что-нибудь полезное и хорошее прочитать, совсем не обязательно духовное. Если эти минимальные задачи удается выполнить, я радуюсь (но не тщеславлюсь, ибо бывало и лучше, так что и тут плюс). Если нет -стараюсь не огорчаться, потому все, что с нами происходит, не проходит зря. Но об этом уместнее поговорить уже в конце поста.
P.S. Кстати, когда у тебя минимальные задачи на пост, очень легко НЕ осуждать тех, кто не постится. И вообще – чем меньшие «подвиги» совершаешь ты сам, тем с большей человечностью относишься к окружающим.