Главная / Духовность / Святой преподобный Антоний Великий

Святой преподобный Антоний Великий

Антоний ВеликийВсякий, кто имеет представление о христианстве, знает и о его разнообразии. Приходя в храм, мы видим в основном женщин  весьма зрелого возраста в непременных платках, немногих очень скромно одетых мужчин, и священников, служащих, поющих или деловито что-то кому-то объясняющих. И людей,  сосредоточенных на своём глубинном,  ведущих некий внутренний диалог не то с самими собой, не то непонятно с кем, молящихся… Кто они, эти люди? Зачем они здесь? Почему разговаривают с тем, кого рядом-то и не видно, теми, кто изображен на иконе или просто существует в их воображении? Почему они уходят уверенными и преображенными. Почему их внутреннюю силу мы привычно называем фанатизмом, а занятие – самовнушением, будто эти слова что-то кому-то объясняют. А когда видим человека в черном одеянии, монаха, бежим от него, будто это не Слуга Божий, а наоборот…И весь этот странный мир, называемый религиозным, одновременно пугает и тянет к себе нас,  с годами разуверившихся в земном. Скорее наша слабость, уже ставшая привычной, сама диктует нам, что слабым — место среди слабых, тех кто просит, а не тех., у кого просят, тех кто раздает. Здоровье у врачей, денег и защиты у государства, смысла от людей ученых, но так непохожих на его, смысл, нашедших…Просим. И не находим.

«Отцы-пустынники и жены непорочны»… Какой-то иной вид людей, живущих одновременно в мире сем и вне его, те, кого мы измученные бессмысленностью повседневности, спрашиваем о себе, как нам быть дальше, надеясь, что со стороны виднее… Те, которые знают нас, не будучи официально представленными, те, взгляд которых проникает куда-то глубоко в нас, в ту темноту душ наших., где порой и сами-то мы никогда не бывали.

Отцы-пустынники первых веков монашества уходили от мира, понимая, что самим собой в нем не стать, зная, что в пустыне их ждут искушения и голод, дневная жара  и ночные заморозки, скудное пропитание и дикие звери. Но там только ты и Господь. Казалось, ничто не отделяет тебя от  Него…

Но на деле оказалось не так. Мысли, в общении с которыми мы привычно проводим время, живя среди людей, нимало не заботясь об их источнике, внутренний диалог, который мы ведем непонятно с кем, в пустыне обретали пугающую определенность и жестокие, а порой и жуткие формы. Современные врачи назвали бы их галлюцинациями, но к счастью, современных врачей в то время не было, а отшельники (отсельники, добровольно прервавшие свое пребывание в обществе) вынуждены были учиться бороться с унынием и голодом, страстями и видениями, порой приобретавшими пугающую осязаемость, с чудищами, превосходящими воображение даже наших творцов фильмов ужасов. Их было немало. Среди них были рядовые и авторитетные. Ученики и их учителя.

Антоний Великий2В эти дни мы вспоминаем выдающихся отцов-пустынников – Петра Фивейского, Иоанна Кущника и Антония Великого. Египетская пустыня в те годы далеко не пустовала. В ней находили убежище те, кто бежал от властей, от притеснения хозяев. от жизненных обстоятельств, преступники и путешественники. Но кроме них и те, кто искал жизни уединенной и созерцательной. Среди них были философы и мистики, люди, потерявшие себя в мире, ищущие себя в Боге, отшельники и мудрецы. Немногие из них удостоились титула Великий за ту духовную мощь, которую они приобрели в борьбе с трудностями и искушениями, а также в особом Богообщении. Подвиги их вдохновляли умы многих поколений художников и писателей, подспудно стремившихся к подвигам духовным. Но каждому из нас на Земле уготован свой подвиг.

Познакомимся с одним из них поближе:

Антоний Великий (251-356) — христианский святой, основатель пустынножительства и отец монашества, родился в Египте, в селении Кома, близ Гераклеополя Великого, от благородных и благочестивых родителей коптов. В 20 лет после смерти родителей на его попечении осталась младшая сестра.

Уже в юности молодого Антония поразили слова из Евангелия от Матфея:

«Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21).

А также:
«Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34).

До него эти слова читали  и слышали десятки и сотни тысяч людей, но Антоний, подобно другим пытливым юношам, искал подвигов экстремальных. Он продал имущество, раздал деньги бедным, оставив часть денег сестре и поселился один подальше от селения в гробнице, как живой мертвец. Ел он только хлеб с солью, а пил только воду и то после захода солнца, однажды в день, а иногда через два и даже через четыре дня; одеждой его была грубая власяница, ложем – сухой тростник, а иногда и голая земля. Пропитание он добывал рукоделием, которое брал у него один знакомый мирянин и взамен того приносил пищу. Так он зарабатывал себе на пропитание и на милостыню, посещая других подвижников, живших в окрестностях, получая у них наставления и поддержку.

Одиночество обострило его ощущения, а молчание – мышление. Но вместо искомого покоя пришли искушения.  На него обрушивались воспоминания о доме и потерянном имуществе, он укорял себя в том, что бросил сестру на воспитание чужих людей, ему вспоминалась красота городов, деньги и земная слава, удобная сытая  жизнь; время то растягивалось, то сжималось, ум его возбуждали бури страстей и помыслов, отвлекая и отвращая его от его выбора. Враг смущал его ум днем и ночью, борьба эта стала заметна для посторонних. В окрестностях шла молва об отшельнике, а он, как бы стыдясь сего, ограждал себя молитвою и постом. Ночью его искушения не раз принимали разные женские образы, заставляя его думать об удовольствиях; а Антоний приводил себе на ум «огненное прещение и мучительного червя», и, противопоставляя их искушению, оставался невредимым.

Иероним Босх. Фрагмент  «Искушения…»

Иероним Босх. Фрагмент  «Искушения…»

«Уже и днем и ночью демоны производят такой гром, что, по-видимому, все то место пришло в колебание, и как бы разорив четыре стены Антониева жилища, вторгаются, преобразившись в зверей и пресмыкающихся. Все место мгновенно наполнилось призраками львов, медведей, леопардов, волов, змей, аспидов, скорпионов, волков. Каждый из этих призраков действует соответственно наружному своему виду. Лев, готовясь напасть, рыкает; вол хочет, по-видимому, бодать; змея не перестает извиваться: волк напрягает силы броситься. И все эти привидения производят страшный шум, обнаруживают лютую ярость. Антоний, поражаемый и уязвляемый ими, чувствует ужасную телесную боль, но тем паче, бодрствуя душою, лежит без трепета, и, хотя стонет от телесной боли, однако же, трезвясь умом и, как бы посмееваясь, говорит: «ежели есть у вас сколько-нибудь силы, то достаточно было прети и одному из вас. Но поелику Господь отнял у вас силу, то пытаетесь устрашить множеством. Но и то служит признаком вашей немощи, что обращаетесь в бессловесных». И еще с дерзновением присовокупляет: «если можете и имеете надо мною власть, то не медлите и нападайте. А если не можете, то для чего мятетесь напрасно? Нам печатию и стеною ограждения служит вера в Господа нашего». Так демоны, после многих покушений, скрежетали зубами на Антония; потому что более себя самих, нежели его, подвергали посмеянию».

«Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах».

Альбрехт Дюрер. Дрезденский алтарь. Мадонна с младенцем. Святые Антоний и Себастьян.

Альбрехт Дюрер. Дрезденский алтарь. Мадонна с младенцем. Святые Антоний и Себастьян.

«Тогда враг, не стерпя сего, даже боясь, что Антоний в короткое время наполнит пустыню подвижничеством, приходит к нему в одну ночь со множеством демонов и наносит ему столько ударов, что от боли остается он безгласно лежащим на земле; и, как сам Антоний уверял, весьма жестоки были его страдания, и удары, нанесенные людьми, не могли бы, по словам его, причинить такой боли».

Что это было? Голодный обморок и сопутствующие ему умственные расстройства? Наши ученые поставили бы «точный диагноз» и назначили «терапию». Но в пустыне не было ученых. И то, что мы называем болезнью, для отшельника – испытание и искушение.

Укрепившись и приобретя духовный опыт, он задумал уйти вглубь Фиваидской пустыни и жить там в полном уединении. Дойдя до одной горы, он увидел какое-то   заброшенное огороженное строение и поселился в нем, заложив камнями вход.

Иероним Босх Фрагмент «Искушения…»

Иероним Босх Фрагмент «Искушения…»

Много искушений перенес Антоний в годы своей подвижнической жизни. пламенною молитвою к обращаясь Богу, постом и бдением очищая свое сердце и отражая нападения врага. Чем мужественнее был Антоний в постигавших его искушениях, тем более усиливались нападения врага спасения.

«Сколько раз, – рассказывал сам Антоний своей братии, – грозные демоны в виде скорпионов, лютых зверей и змей окружали меня и наполняли жилище мое, точно готовые на брань воины, а я пел: «Сии на колесницех и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего возвеличимся», и тотчас они, по милосердию Божию, обращались в бегство. Однажды они в ярком свете явились ко мне и сказали: «Мы пришли, Антоний, сообщить тебе свет наш». А я закрыл глаза, так как гнушался смотреть на свет диавольский, помолился и немедленно исчез свет лукавый. Потом, когда они пели передо мною псалмы и рассуждали между собою о Писании: «Аз яко глух не слышах». И когда они потрясали мою храмину, я спокойно воссылал молитвы к Господу. Часто злые духи производили шум около меня, часто скакания, часто свист; я пел псалмы, а их крики обращались в стоны и рыдания, часто демоны поражали ударами мое тело, а я пел: «Никто же разлучит от любве Божия, яже о Христе Иисусе».

Кунст Корнелис, Cornelis Kunst

Кунст Корнелис, Cornelis Kunst

Верный друг приносил ему дважды в год хлеб, а воду он нашел внутри ограды. Ел он в полном молчании. Однажды друг нашел его полумертвым от множества ран, нанесенных ему рукою врага. Он взял Антония и перенес в дом одной вдовы. Все думали, что он умер. Едва придя в себя, ночью он попросил опять отнести его в гробницу, и там, не имея сил встать на молитву, лежа призывал Господа на помощь. Однажды во время молитвы он почувствовал присутствие Господа, а себя здоровым.

«Но однажды возведя взор, видит Антоний, что кровля над ним как бы раскрылась, и нисходит к нему луч света. Демоны внезапно стали невидимы; телесная боль мгновенно прекратилась; жилище его оказалось ни в чем неповрежденным. И ощутив эту помощь, воздохнув свободнее, чувствуя облегчение от страданий. Где ты был, благий Иисусе? – воззвал Антоний. – Почто вначале не пришел Ты прекратить мои страдания?» – » Я был здесь, – сказал Господь, – и ждал, доколе не увижу твой подвиг; добре ли ты подвизался, Я всегда буду помощником твоим и сделаю имя твое славным повсюду».

Спустя 20 лет пребывания в Фиваидской пустыне у Антония появились почитатели. Оказалось, что многие уже знают о нем, но не решаются присоединиться. Заградив вход в свою пещеру, он через небольшое отверстие беседовал с приходящими. Их становилось все больше. Наступало время, когда он сам должен был сделаться отцом и руководителем для других. Пройдет совсем немного времени и пустыня наполнится кельями и  иноками — учениками Антония.

В то время в Египте и других странах Востока свирепствовало жестокое гонение Диоклетиана. Как не любил Антоний свою пустыню, но участие к страданиям гонимых за веру превозмогло его любовь к уединению. Однажды он пешком пришел в Александрию. Не имея доступа к темницам, он перед судилищем подкреплял исповедников веры в мужестве и твердости. Судья, удивляясь неустрашимости Антония, дал повеление, чтобы никто из монахов не являлся на судилище и запретил им жить в самом городе. Многие монахи ушли. Но Антоний на другой день опять стоял прямо пред глазами судьи, когда он в сопровождении воинов шел на судилище.

«Антоний, – говорил Афанасий Великий, — и сам желал мученичества, но Господь сохранил его для нашего общего блага».

Однажды пришли к нему диалектики. За разговором они упрекнули его в том, что у него нет книг. «Моя книга — природа вещей, – отвечал Антоний, – она всегда готова, как скоро мне захочется читать слово Божие. Скажите вы мне, что прежде было – разум или письмена?» – «Конечно, разум», – отвечали диалектики! – «Стало быть, – сказал Антоний, – у кого есть неповрежденный разум, тому не нужны и письмена».

Прожив уединённо около 70 лет, Антоний встретился со святым Павлом Фивейским, прожившим в пустыне около 90 лет, который  сообщил ему о том, что христианские гонения в Римской империи прекратились, но появилась ересь арианства.

Около 350 года по приглашению Афанасия Великого столетний Антоний, к тому времени самый авторитетный из монашества, оставил уединение и пришёл в Александрию, чтобы выступить в споре против ариан. Последователи арианства, стремясь склонить на свою сторону сомневающихся, ложно утверждали, что и сам Антоний находится в их рядах. Но он выступил на собрании, опровергнув и осудив арианское учение. Появление знаменитого подвижника оказало могучее воздействие на людей. Массы народа тянулись к нему и ждали от него вразумления и чудес.

Это были последние подвиги старца. Возвратясь в пустыню, Антоний умер в возрасте 105-ти лет, из которых 85 провел в отшельничестве.

При византийском императоре Юстиниане его мощи были найдены и торжественно перенесены из египетской пустыни в Александрию, затем — в Константинополь, а в 980 году — в Мот-Сен-Дидье (ныне Сент-Антуан-л’Аббеи) близ Вьенна во Франции, где и хранятся в 114-килограммовом ковчеге по сей день. Глава преподобного Антония с 1491 года покоится в церкви святого Иулиана в г. Арль.

Многие великие художники изображали Антония Великого и особенно его искушения. Мы приводим самые выразительные из них.

Иероним Босх.  Искушение святого Антония

Иероним Босх. Искушение святого Антония

Joos van Craesbeeck

Joos van Craesbeeck

Max Ernst

Max Ernst

Salvador Dali

Salvador Dali