Она стала христианкой тогда, когда по одному лишь подозрению в этом «государственном преступлении» человека подвергали пыткам, а в случае признания — смерти. Отречься от Христа, поклониться бездушным изваяниям римских божков требовали язычники от христиан, но христиане предпочитали смерть, удивляя мучителей своей твердостью и поражая чудесами, совершаемыми именем Христовым.
В чем только не обвиняли тогда христиан: и в безбожии, потому что они отказывались почитать бездушные статуи; и в заговоре против государственной власти, ведь они не называли императора богом; и в колдовстве, поскольку язычники не понимали смысла христианских обрядов. О христианах распускали нелепые слухи, все преступления, которым не могли найти виновных, сваливали на христиан, поэтому, и с точки зрения власти, и с точки зрения черни, эти люди были достойны смерти. Но смерть мучеников приводила ко Христу не только сторонних наблюдателей, но даже и самих палачей.
Татиана была схвачена и приведена в храм Аполлона, ее, как и многих единоверцев, принуждали совершить жертвоприношение идолу, но Татиана с пламенной молитвой обратилась ко Христу и земля поколебалась, а идол на глазах у изумленных жрецов разрушился, и обвалилась часть храма. Обезумевшие язычники предали ее на мучения, и она своей кровью засвидетельствовала истинность своей веры. Хрупкая девушка одержала победу, оказавшись тверже стальных крючьев, терпеливее опытных палачей. И эту победу видел весь Рим, тысячи язычников усомнились тогда в своей правоте, а сотни христиан еще более утвердились в вере.
…Огромный Флавиев амфитеатр, наполненный зрителями, возбужденно шумел, предвкушая кровавое зрелище. Только что закончились гладиаторские бои, и теперь на арену должны были выводить христиан и выпускать против них хищников, вот это развлечение! Проклятьями и насмешками встретили трибуны девушку, прекрасное лицо которой было обезображено пытками. Она пошатывалась, едва переставляя ноги, одежда на ней была пропитана запекшейся кровью. На другом конце арены ее уже ждал лев, жутким ревом огрызающийся на крики зрителей и солдат. «Христианка», — пронеслась по рядам весть из императорской ложи. «Это Татиана, дочь консула», — передавали друг другу зрители. «Она похулила великого Аполлона и опрокинула его статую!» Но была и другая весточка, принесенная кем-то из императорской гвардии, о том, что два дня назад восемь преторианцев, легионеров, поставленных пытать святую, видя ее непреклонность, стали христианами и на коленях просили ее прощения… Тем временем мученица вышла на средину. Ни свирепого хищника, ни зрителей она не удостоила взглядом, преклонив колени и воздев руки к небу, она молилась, чтобы Господь принял ее душу в Свое Царство.
Цирк взревел восьмьюдесятью тысячами голосов, а солдаты из-за решетки длинными пиками подтолкнули хищника к жертве. Все ожидали быстрой развязки и даже расстроились, что дева не убегала, не сопротивлялась, не просила пощады. А лев, огрызнувшись в последний раз на солдат, спокойно подошел к Татиане и, ласкаясь как котенок, лег у ее ног. Над амфитеатром повисло гробовое молчание. «Велик Бог христиан!», — послышался чей-то возглас и его подхватили трибуны. Легионеры бросились на арену, чтобы увести зверя, но тот, кто подбежал первым, — упал замертво, разорванный ударом когтистой лапы…
После цирка Татиану ждали новые испытания. Ей льстили, обещали почести и богатства, угрожали, потом снова пытали так, что уставали и сменяли друг друга палачи, но она осталась христианкой. Ее судил сам Домиций Ульпиан, префект претории — глава императорской гвардии, правая рука императора, один из известнейших римских юристов, знаток права. Но в его представлениях о законности для христиан не было места, и кровь мучеников, по образному выражению историка, лилась при нем, как вода. Ульпиан огласил Татиане смертный приговор, по которому она вместе с отцом, воспитавшим ее в христианской вере, была обезглавлена.
До сего дня сохранились так называемые мученические акты: повествования очевидцев, протоколы допросов, судебные приговоры — документы истории, свидетельствующие об эпохе мучеников, на основании которых составлялись жития. Сохранились и акты святой Татианы, из которых мы знаем, о ее жизни и мученической кончине.
После того, как 12 января (по юлианскому календарю, или 23 января по григорианскому календарю) 1755 года — в день памяти святой мученицы Татианы и в день именин матери Ивана Шувалова — русская императрица Елизавета одобрила прошение Шувалова и подписала указ об открытии Московского университета, ставшего впоследствии центром русской передовой культуры и общественной мысли.
С 2005 года День памяти святой мученицы Татианы отмечается в России как День российского студенчества.
Святая Мученица Татиана, моли Бога о нас!