Обычно все мы думаем, что праздник Рождества Христова появился в самые первые времена Христианства, в век еще апостольский. Но даже трудно себе представить, чтобы христиане когда-либо могли не праздновать дня рождения своего Спасителя, чтобы не «помнили» «и не святили» этого дня.
Многие христиане не празднуют дня своего рождения своего, а празднуют именины, т. е. день своего крещения. Этим христианин показывает, что настоящая радость для него и для мира не тот день, когда родился на земле еще один потенциальный грешник, а тот, когда этот грешник переродился в праведника, «привился к лозе истинной, которая есть Христос».
Но в православных календарях мы встречаем порой не только дни рождения таких великих святых, как Пророк Иоанн Предтеча, святитель Николай Чудотворец, преподобный Сергий Радонежский, но и дни зачатия Пресвятой Богородицы и самого Господа Иисуса. Древние христиане называли днем рождения в мире духовном день смерти человека и праздновали его самым серьезным и торжественным образом. День кончины мучеников имел название natalitia «родины».
Рождение же самого Бога, событие, ожидаемое всем еврейским миром, предсказанное многими пророками, было настолько необычно, что и сравнивать его с каким бы то ни было человеческим рождением нельзя. Спаситель для христиан был человеком небесным, вторым Адамом, Господом с небес, и казалось, что мысль их не могла останавливаться на его плотском рождении. Праздновали Его Воскресение, Вознесение, Сошествие Духа Святого, но не рождение плоти Его. И действительно, все эти праздники древнее Рождества. Древнее его и праздники в честь мучеников.
Древняя церковь раньше, чем Рождество Спасителя, стала праздновать Его Крещение. Поначалу этот праздник ввели у себя еретики — гностики и ввели потому, что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению.
Гностики обставляли свои праздники очень эффектно. Песнопения и шествия, стихи и хоры, облачения и украшения. Привлекало христиан в гностицизм и богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Когда нужно было гностическому празднику противопоставить свой, тогда и православная церковь установила и у себя торжественный праздник в честь Крещения Господня и назвала его Богоявлением, сообщая, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил себя Богом, предстал как Бог, как Единый от Святой Троицы.
Мало того: чтобы еще более подорвать лжеучение гностиков относительно Крещения Христова, тогдашняя православная церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова; дав ему название «Богоявления», которое ему шло еще более, чем Крещению. Таким образом, Крещение и Рождество праздновались в один день под общим названием Богоявления в день, посвященный ранее одному только Крещению — 6 января. Так было в IV, V и даже в VI веках в Палестине, Египте и других странах Востока. Армянская церковь, даже отделившаяся, сохранила эту практику и доселе: она празднует Рождество Христово 6 января и не имеет праздника Крещения.
Впервые отделен был праздник Рождества Христова от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию при папе Юлии. А дело было так.
Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеворот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 декабря по старому стилю), а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеворота назывался днем «Непобедимого» (dies Invicti), т.е. днем непобедимого Солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне.
В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18-23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, и потому носившему мрачный характер.
За этим печальным праздником «Бога Времени» следовал светлый праздник «Бога Солнца», также как и пост предшествует великим праздникам. И после временного возвращения язычества при императоре Юлиане Богоотступнике праздник этот совершался в Риме с особенным блеском.
Дабы отвлечь христиан от этого языческого праздника, в Риме его и перенесли с 6 января на день воспоминание Рождества Христова, рождения духовного Незаходимого Солнца.
За Римом последовали и все восточные церкви. Примечательно, что в восточных церквях именно на этот праздник впервые произносят свои проповеди три великие святителя: Василий Великий в Кесарии, Григорий Богослов в Константинополе и Иоанн Златоуст в Антиохии.
Из бесед святого Златоуста мы узнаем, что именно он ввел в празднование Рождества в Антиохии по примеру Запада, но делал это с великой постепенностью и осторожностью, как и всякое нововведение. А Василий Великий поручил Григорию Богослову установить это празднование на Константинопольском соборе. Иоанн Златоуст тоже дал согласие. Из Кипра призван был Епифаний, знаток Писаний, чтобы на основании их точно утвердить день.
Древней Церкви точно неизвестен не только день, но и месяц рождения Христова. По словам Климента Александрийского (III в.), одни полагали это событие в мае — 20, другие в январе – 6 или 10; по другим свидетельствам II — III веков Рождество Христово приурочивалось к 25 или 28 марта. Но уже в IV веке церковь пришла к единодушному решению этого вопроса именно в пользу 25 декабря на основании следующих соображений.
Месяц и день смерти Христовой точно известен из Евангелий; а в Древней Церкви издавна было распространено убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос зачат был в тот же день, в который пострадал, т.е. в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату 25 декабря. Эту дату принимает уже святой Ипполит (III в.); ее защищают святой Златоуст и блаженный Августин.
Стало быть, что и само событие Рождества Христова падало на время, когда оно ныне и празднуется. Тогда приходило в соответствие течение календарного времени жизни мирской и жизни благодатной, и весны как подходящего времени для зачатия и воскресения Христова, так уместнее всего было Рождество Его в пору года, являющуюся предвестницей весны.