Развенчание мифа о якобы отдельности и национальной особости этнографических частей нашего народа…
I.
В настоящее время, смутное и крайне противоречивое, большинство русских людей, к сожалению, не имеет чёткого представления о том, что же реально представляет собою русский народ. К сожалению, многие считают таковым только этнически русское (а точнее, великорусское) население Российской Федерации, а также русских, оказавшихся в новоявленных «государствах» после расчленения Советского Союза в 1991 г.
Исторически и этнографически русский народ подразделялся на несколько составных частей — великорусскую, белорусскую, малорусскую и карпаторусскую, веками оторванную от остальной Руси. К сожалению, в Российской империи проживало не всё русское население, так как исторические западные земли — Галицкая Русь (Галичина), Северная Буковина и Угорская (Подкарпатская) Русь — находились в составе Австро-Венгрии, а до неё — Речи Посполитой, Молдавского княжества и Венгерского королевства. Одной из целей Российской империи в Первой Мiровой войне было воссоединение западных русских земель с остальной Россией. История не знает сослагательного наклонения, однако, если бы Россия закрепилась на этих землях и выиграла войну, то не было бы сейчас никаких «нэзалэжных Украин», «бандеровцев», «майданов», «АТО» и так далее.
Но трагические события 1917 г. в России помешали осуществить эти национально-государственные задачи. Западные русские земли разгромленной в 1918 г. Австро-Венгрии были поделены возрождённой Польшей, Румынией и новым государством — Чехословакией. Советская же власть, утвердившаяся в России, не имея на это ни малейшего права, официально разделила единый русский народ на три отдельных народа — собственно «русский» (бывший великорусский), «український» (бывшиймалорусский) и «беларускi» (бывший белорусский). В 20-30-е гг. в СССР в целом, а в Украинской ССР и Белорусской ССР в том числе, проводилась политика «коренизации» (в конкретных случаях «украинизации» и «белорусизации») под предлогом борьбы с «великодержавным русским шовинизмом». В случае с Малороссией и Белоруссией под «коренизацией» подразумевалась прежде всего дерусификация русского населения. Впрочем, вся эта афера бездарно провалилась: не заговорили на новосозданных искусственных литературных «мовах» ни в УССР, ни в БССР.
Западные земли (Галичина, Западная Волынь, Северная Буковина, Западная Белоруссия и Подкарпатская Русь), освобождённые в 1939-45 гг. Красной Армией, были присоединены к УССР и БССР. После 1945 г. началась насильственная «украинизация» традиционно русофильского населения Закарпатья (Подкарпатской Руси). Однако русиныне признали и не признают себя «українцями», будучи таковыми записанными в метриках и паспортах.
Несмотря на вышеуказанные явления, в советское время русский литературный язык почти повсеместно доминировал в Украинской ССР (более 80% говорящих, за исключением западных областей, кроме Закарпатья) и в Белорусской ССР (свыше 90% говорящих). То же самое касалось и северо-восточных земель Казахской ССР, где коренное великорусское казачье население и, соответственно, русский язык абсолютно доминировали. Широко распространён был русский язык в Молдавии (бывшей Бессарабской губернии), особенно в Приднестровье (до 1917 г. бывшей частью Подольской губернии).
Ситуация после уничтожения Советского Союза, историко-геополитического наследника Российской империи, изменилась кардинальным образом. Псевдонациональные «элиты», получившие вдруг полную власть, свалившуюся на них, как манна небесная, на исторических русских землях Малороссии и Белоруссии стали всерьёз создавать свои независимые от остальной России «государства» и «нации».
Подробнее рассмотрю ситуацию с Малороссией. Не случайно враги России целенаправленно лишили русского самоназвания именно Киевскую, Первопрестольную или Малую Русь — нашу метрополию, «откуду есть пошла Русьская земля», ибо это был удар в самое сердце исторической Руси!
По прошествии 23 лет по обретении самостоятельности «государство Украина», расположившееся на территории Юго-Западной Руси, развязало кровопролитную войну с русским народом Донбасса. Сбылась мечта русофобов всего мира, прежде всего польских — от Духинского, придумавшего «українцiв» до Бжезинского: русские убивают русских, причём на своей собственной территории, как во время Гражданской войны! В нынешней кровопролитной бойне на Донбассе схлестнулись преимущественно этнические русские (малороссы и великороссы) и с той, и с другой стороны. К сожалению, бандеровская сволочь из карательных батальонов (а их аж 37, если не более) тоже в основном говорит по-русски. Не отвратительно ли, что у этих нелюдей, люто ненавидящих Россию, русский народ и всё русское, родной язык — русский?
Футурологический вопрос послевоенного возвращения хронически больных «украинством» малороссов к общерусскому единству — это, конечно, вопрос времени. А время это настанет только в результате долговременного поэтапного воссоединения большей части исторических русских земель с остальной Россией. Начало этому процессу задал Крым, волеизъявлением русского народа полуострова воссоединившийся с Россией. На территории Донбасса уже существуют de facto независимые народные республики — Донецкая и Луганская, конечной целью которых является также воссоединение с Россией. По прогнозам геополитиков затем грядёт воссоединение всей исторической Новороссии до Одессы и Приднестровья с единокровной Россией. Всегда была за Россию «отъ Карпатовъ и ажь до Камчатки» Подкарпатская Русь (Закарпатье), почти примыкающая географически к Приднестровью и, таким образом, к Новороссии.
Православная Малороссия (хоть и больная «украинством»), скорее всего, не останется в одном «государстве» с католической и русофобской бандеровской Галичиной (а точнее, под её ярмом!). Последняя, впрочем, прихватив с собой в качестве довеска Волынь, а, возможно, и Подолию, «ломанётся» под названием, к примеру, «Захiдноукраїнська Республiка» в долгожданные ЕС и НАТО. Вот правда, ни нынешние обрубки «государства Украина», ни, тем паче, «ЗУР» там никому не будут нужны, разве что Польше, мечтающей о возвращении «своих», как она полагает, исконных «кресув всходних» (восточных окраин). Весьма непростым представляется будущее преимущественно гуцульской Северной Буковины, на территорию которой, как и на территорию Молдовы (Бессарабии), претендует Румыния.
Излечение малороссов (после изгнания бандеровцев и их прихвостней) от страшной заразной болезни под названием «украинство» будет, возможно, довольно долгим: за 23-24 года «самостийности» + 74 года советской «украинизации» очень многое помутнилось, сместилось, исказилось и извратилось в сознании одной из крупнейших частей русского народа. Однако нужно учесть ещё и тот факт, что малорусское население бывшей УССР уже привыкло к навязанному официально искусственному самоназванию «українцi» (хотя подавляющее большинство говорит по-народному — укрáинцы). Тем не менее, если русины Закарпатья с 1991 г. активно отстаивают своё право на исконное национальное имя и тем самым противоборствуют политике «украинизации», которая при «нэзалэжной» стала ещё более агрессивной и насильственной, чем во времена УССР, то малороссы что-то не спешат с отказом от «украинской» идентичности. Для них этот вопрос встанет только тогда, когда безоговорочный крах утопического проекта «государство Украина» будет уже свершившимся фактом.
Только при активном внедрении во все сферы жизнедеятельности общерусских национальных ценностей, поэтапной ненасильственной деукраинизации населения и полном искоренении всех элементов «укронационализма» можно излечить Малороссию и малорусскую народность от страшной болезни. В любом случае, будущее Малороссии — только с Россией: Русь без Киева — не Русь!
Белоруссия de jure с 1996 г. находится в Союзном государстве с Россией. При том уровне любви к родному русскому языку, культуре и общерусскому не столь далёкому прошлому, мне кажется, что белорусы в целом настроены на воссоединение Русского Мiра. В каких государственно-политических формах это состоится в обозримом будущем — время покажет. Это может быть конфедеративный союз (как Швейцария), федеративное государство с равноправным земельным устройством (как Германия), расширенная Российская Федерация или Российский Союз, а, возможно, и возрождённая Российская империя или просто — Россия.
II.
Предлагаю вниманию читателей краткое описание составных частей русского народа и его этнографических групп:
I. Великороссы — великорусы (историческое), русские (народное и официальное)
1. Этнографические группы:
а) поморы — северновеликорусская группа, традиционно соседствующая с германо-скандинавскими народами, прежде всего, норвежцами, и имевшая с ними до 1914 г. даже общий микроязык — руссенорск, смешанный русско-норвежский язык, обслуживавший общение русских и норвежских торговцев на северном побережье Норвегии. Существует отдельный поморский говор — поморьска говóря.
б) сибиряки (сибирцы, чалдоны). В 1990 гг. XX в. была попытка создания особогосибирского (чалдонского) микроязыка.
2. Сословно-этнографическая группа:
казаки — объединённые в казачьи округа, войска, полки и общины.
В лингвистическом отношении донские, луганские и терские казаки находятся под значительным малорусским влиянием.
3. Основные религиозно-этнографические группы:
а) старообрядцы (староверы, кержаки разных толков)
б) духоборы
в) молокане
г) хлысты
д) субботники и другие русские секты.
II. Белоруссы (историческое) — белорусы, беларусы (народное и официальное)
Этнографические группы:
а) полешуки (палешукi, полiшукi) — население белорусского и волынского (малорусского) Западного Полесья с особым говором — полiською волóдою.
В 1990 гг. XX в. была попытка создания на основе западнополесского говора микроязыка. Переходная группа от белорусов к малороссам.
б) литвины (лiц(ь)вiны) — старое самоназвание западных белорусов (от устаревшего названия Белой Руси — Литовская Русь), народный говор которых находится под значительным польским влиянием.
III.1. Малороссы — малорусы (историческое), укрáинцы (народное), українцi(официальное)
Этнографические группы:
а) кубанцы (кубанские казаки) — исторические наследники запорожских казаков-малороссов, переселённых при императрице Екатерине II на Кубань. Сохранили этнографические особенности и неискажённое «украинством» малорусское народное наречие.
б) галичане — исторически галицкие русины. В прошлом в основном сторонники общерусского национального единства (особенно в Австро-Венгрии со II половины XIX в.). В межвоенный период в оккупированной Польшей Галичине продолжалось противостояние между русофилами и «украинствующими». Только после вхождения т.н. «Западной Украины» в 1939 г. в СССР с галицким русофильством было покончено, а галичане в основной массе своей приняли «украинство». В настоящее время полностью отрицают своё причастие к исторической Руси. Говорят на крайне смешанном малорусско-польском наречии.
III.2. Особые горно-карпатские этнографические группы, до 1918 г. и вплоть до присоединения к Украинской ССР (1939-40 гг.) относившиеся к карпатским русинам, после чего, во многом насильственно, принявшие «украинство»:
а) гуцулы — буковинские, галицкие и закарпатские горцы, сохранившие этнографические и архаичные языковые особенности карпатской «пастушьей» цивилизации.
б) бойки — центральнокарпатские горцы, в этнолингвистическом отношении находящиеся между гуцулами и лемками.
IV. Русины — карпатороссы, угрорусы (историческое), подкарпатские (карпатские) русины
Этнографические группы:
а) лемки (лемкы, лемакы, руснакы) — самая западная ветвь русинов (до реки Попрад в Словакии). Наиболее архаичная русофильская часть русинов, в подавляющем большинстве своём отрицающая какую-либо принадлежность к «українцям», испокон веков считая себя «русскыма» и говорящая весьма своеобразно «по-русскы».
б) верховинцы (вирьховинцi) — население карпатского высокогорья — Верховины, переходное от гуцулов к долинянам.
в) долиняне (долишнякы) — население Потисской низменности Закарпатья, сохранившие, как и лемки, в наиболее чистом виде этнолингвистическую карпаторусскую (русинскую) самоидентичность.
г) воеводинские руснаки (войводянски руснаци) — русинское население исторической Паннонии (с XVIII в.) — ныне Воеводины (Сербия) и частично Славонии (Хорватия). Являются выходцами из смешанной русинско-словацкой территории Пряшевской Руси (ныне в Восточной Словакии). В языковом отношении близки восточным словакам, являясь переходной группой от русского народа к западным славянам.