XIX в. получил название «золотого века» русской культуры, ибо явился временем становления и динамичного развития классических форм культурной жизни в России, благодаря которым наша страна заявила о себе как о своеобразном духовно-историческом организме, обрела собственное место и значение в международных культурных связях. Именно в XIX столетии процесс государственной европеизации и секуляризации российского общества, начатый Петром I, привел к созданию национально самобытного светского культурного уклада, в рамках которого был осуществлен синтез традиционных первоначал отечественной цивилизации и опыта новоевропейского просвещения. Этот классический культурный уклад практически одновременно выразил себя в сфере художественной словесности, эстетического творчества, философской и общественной мысли, в силу чего XIX в. – время появления и совершенствования русской классической литературы, русской оперной и симфонической музыки, русского драматического театра, русской классической живописи, собственно русской философии и основных мировоззрений отечественной интеллигенции. Историческими вехами этого процесса в основных сферах культурной жизни могут служить следующие даты и события:
1833 г. – выход в свет «Евгения Онегина»;
1842 г – публикация произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души»;
1836 г. – постановка оперы Глинки «Жизнь за царя»;
1832 -1860 гг. – открытие ведущих Императорских театров: Александринского драматического (1832), Мариинского театра оперы и балета (1860) в Петербурге, Большого театра оперы и балета (1856) в Москве;
1856 г. – публикация статьи И.В.Киреевского «О необходимости и возможности новых начал для философии», явившейся программой развития русской христианской философской мысли;
конец 1850-х гг. – возникновение «могучей кучки» композиторов (Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков и др.), развивших принципы национальной музыкальной эстетики, восходящие к творчеству Глинки;
1870 г. создание «Товарищества передвижных художественных выставок» (Мясоедов, Крамской, Перов, Ге, Репин, Суриков и др.), участники которого довели до высшего выражения принципы русской классической живописи.
Наша основная задача при изучении историко-культурного процесса рассматриваемого периода состоит в том, чтобы осмыслить ход духовной жизни России с точки зрения формирования и развития русской классической культуры в ее ценностно-мировоззренческой органичности и многообразии форм как единого, хотя и противоречивого целого. В самом общем смысле, под классической культурой мы понимаем культурное творчество и его продукты, определяющиеся каноном соответствия человеческой деятельности идеям объективной истины и красоты. По справедливому указанию А.Л.Казина, основное представление классики, возникающее в древнегреческой культуре, связано с понятием сверхличного космического порядка, пронизывающего бытие, к которому христианство привносит Откровение о создании мирового порядка Абсолютной Личностью, относящейся к человеку как Отец к сыну и предоставляющей ему творческую свободу духа [1]. Христиански одухотворенная классическая художественная онтология обусловливает положительное чувство мирового целого и определяет установку человеческой личности не на субъективистское создание эстетического предмета из ничего (ex nihilo), а на духовно смиренное, творчески свободное и ответственное выявление присущего вещи достоинства. Можно утверждать, заключает Казин, что «классика мыслит вещами. Но не менее верно будет сказать, что она мыслит идеальными вещами или прямо идеалами» [2]. Напротив, оппозиционные классике художественные направления – неоромантизм, разного рода символизм и авангардизм – при всех своих частных различиях в равной степени гнушаются миром Божиим, отвращаются от него, бунтуют против объективных ценностей Истины, Добра, Красоты и претендуют сотворить ex nihilo нечто более совершенное, чем Творец.
Таким образом, следует заключить, что христиански ориентированная светская классическая культура подразумевает некий универсальный традиционный идеал, коренящийся в народно-национальном и всечеловеческом духовном опыте, но вместе с тем предполагает духовную автономию творца, призванного реализовать этот сверхличный идеал на пути вдохновенного, свободного творческого деяния. Применительно к России под классической культурой мы будем понимать процессы и продукты свободного человеческого творчества, воплощающие единство православных ценностей, самобытных устремлений русского национального духа и социально-исторического опыта народа в образцовых по совершенству и в этом смысле канонических формах. Хотя всякое человеческое творчество по его мировоззренческим и социальным особенностям национально, на вершинах классической культуры скрадывается различие национально-самобытного и универсально-всечеловеческого. В этом факте ярко обнаруживается, что национальное и всечеловеческое измерения культурной жизни являются не противоположностями, но органически взаимосвязанными ее аспектами: мировая культура осуществляется в национально конкретных формах, последние же насквозь проникнуты универсальным всечеловеческим содержанием.
В центре нашего внимания будет находиться проблематика ценностно-мировоззренческого оформления синтеза традиционных первоначал отечественной цивилизации и опыта новоевропейского просвещения, а также социально-историческая динамика русского самосознания, выраженная в творческих опытах выдающихся деятелей отечественной культуры. Наш интерес к культурному самосознанию предполагает первостепенное внимание к сфере богословской, философской и общественной мысли XIX в., анализ различных социально значимых мировоззрений, а также изменений ценностных ориентаций в области общественного сознания и культуротворческой деятельности.
В историко-культурном процессе рассматриваемого столетия мы выделяем четыре основных периода:
- Александровскую эпоху (1801 – 1825);
- Николаевскую эпоху (1825 – 1855);
- Период «Великих реформ» Александра II (1855 – 1881);
- Эпоху Александра III (1881 – 1894), в прямой связи с которой рассматриваем начало царствования Николая II (вторая половина 1890-х годов).
Для обеспечения должной целостности обзора и анализа типологически своеобразных форм православной духовности и русской классической культуры, в отдельной главе рассматривается развитие этих форм во второй половине XIX в., на протяжении нескольких царствований.
[1] См.: Там же. С. 116.
[2] Там же. С. 117.