Возрастание мировой роли России после революции. Феномен Русского Зарубежья
Великая русская революция, оказав сильное, сложное, остро противоречивое воздействие на внутреннее развитие нашей страны, столь же мощно и неоднозначно повлияла на ее международную роль. Прежде всего, следует признать, что после 1917 года резко возросло общее мировое значение России, вышедшей из сферы политико-экономического притяжения западной цивилизации и превращенной в новый планетарный центр политической и социально-культурной жизни.
Превращение России из довольно консервативной православной империи, сдерживавшей европейские революционные стихии, являвшейся силой международного равновесия, посредником плодотворного общения культурных сообществ Запада и Востока, в революционный континент, вызвало принципиальные изменения всей системы отношений между цивилизациями, сопровождавшиеся рядом военно-политических конфликтов в Европе и Азии, а также второй мировой войной. Однако при том, что полемика с большевизмом провоцировала у европейцев отвращение от всего русского, только после 1917 года на Западе появляются признаки серьезного интереса к русской культуре и понимания определяющих ее религиозно-духовных ценностей.
“До 1917 года, — характеризует Вальтер Шубарт, — русская культура и русская сущность были Западу лишь едва известны. там знали основные творения Л. Толстого, Тургенева, Достоевского, пару симфоний или опер Чайковского, вероятно несколько народных песен и романсов, может быть несколько произведения Горького и это было все. Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Чехова знали лишь по имени. Что же касается Тютчева, Некрасова, Островского и Арцыбашева — то их не знали и по имени. Тогда на Западе не поднимался даже и вопрос о существовании русской философии или живописи” [1] .
Эпохальный перелом в культурных отношениях Европы и России, по мнению В. Шубарта, наступил в 1918 году. Именно тогда совершился массовый исход из России: — три миллиона восточных людей, принадлежащих по большей части к ведущему русскому слою, перешли границы европейских наций и возвестили им культуру, которая до сего времени Западу была недоступна и почти неизвестна.
Осмысливая культурно-историческое значение Русского Зарубежья, необходимо подчеркнуть уникальность феномена Зарубежной России. Хотя в ХХ веке многие страны испытали политические катастрофы, принудившие к эмиграции значительное количество людей, никакой поток эмигрантов, кроме выходцев из нашей страны, не породил целостного общества в изгнании или, можно сказать, анклава национальной цивилизации за пределами родной страны. Сравнивая различные формы рассеяния, известный историк Русского Зарубежья Марк Раев заключает, что ни одна группа беженцев не создала в новейшее время такого анклава. Даже столь крупная, просвещенная, социально представительная и не чуждая идеи сохранения отечественных культурных традиций, как германо-австрийская эмиграция, образовавшаяся после прихода к власти Гитлера в 1933 и аншлюса Австрии в 1938, не образовала “Германского Зарубежья”. Причины этого Раев видит в более спокойном, законном и регулярном характере исхода из Германии и Австрии, растягивавшемся на несколько лет; в преимущественно еврейском происхождении уезжавших, а также в незначительных культурных отличиях выходцев из германского мира от мира англоговорящего. Указанные особенности приводили к сравнительно быстрому разрыву уехавших с немецкой нацией и включению в жизнь принявших их стран [2] .
Исход же русских людей отличался не только более быстрым и катастрофичным характером, не только тем, что за рубежи Отечества бежали представители элиты главенствующего народа, но прежде всего существенной духовно-культурной разностью Европы и России. То есть, в короткий строк за пределами страны, в среде цивилизационно инородной оказалось огромное число носителей русского культурного самосознания, которые не только не могли органически вписаться в окружающую жизнь, но в новой социальной среде обостренно почувствовали свою национальную самобытность. Этим объясняется радикальная русификация прежде довольно западнически настроенного интеллигентского слоя в иноземных условиях, его духовное сплочение вокруг Русской Православной Церкви за рубежом, осознание им традиционных социально-культурных ценностей родного народа. Отсюда, в свою очередь, вытекала объективно-духовная необходимость образования Русского Зарубежья, обращенного одной стороной своего творческого сознания к матери-России, а другой к мачехе-Европе. Такая двусторонняя направленность мыслительно-критической работы определяла миссию Русского Зарубежья. Его главное культурно-историческое призвание было призванием не просто хранителя и продолжателя русских социально-культурных традиций, а генератора новоорганического русского воззрения, соединяющего заветные отеческие предания с опытом осмысления устоев европейского общества и событий новейшей российской истории.
[1] Шубарт Вальтер. Европа и душа Востока // АУМ. Эзотерическое общество Нью-Йорка, 1990.№ 4. С. 35-36.
[2] См.: Раев Марк. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. М.: Прогресс-Академия. 1994. С. 240-243.