Главная / Культура и традиции / Юрий Булычев «XIХ век как эпоха истории русской культуры»

Юрий Булычев «XIХ век как эпоха истории русской культуры»

Золотой век русской культурыXIX в. получил название «золотого века» русской культуры, ибо явился временем становления и динамичного развития классических форм культурной жизни в России, благодаря которым наша страна заявила о себе как о своеобразном духовно-историческом организме, обрела собственное место и значение в международных культурных связях. Именно в XIX столетии процесс государственной европеизации и секуляризации российского общества, начатый Петром I, привел к созданию национально самобытного светского культурного уклада, в рамках которого был осуществлен синтез традиционных первоначал отечественной цивилизации и опыта новоевропейского просвещения. Этот классический культурный уклад практически одновременно выразил себя в сфере художественной словесности, эстетического творчества, философской и общественной мысли, в силу чего XIX в. – время появления и совершенствования русской классической литературы, русской оперной и симфонической музыки, русского драматического театра, русской классической живописи, собственно русской философии и основных мировоззрений отечественной интеллигенции. Историческими вехами этого процесса в основных сферах культурной жизни могут служить следующие даты и события:

1833 г. – выход в свет «Евгения Онегина»;

1842 г – публикация произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души»;

1836 г. – постановка оперы Глинки «Жизнь за царя»;

1832 -1860 гг. – открытие ведущих Императорских театров: Александринского драматического (1832), Мариинского театра оперы и балета (1860) в Петербурге, Большого театра оперы и балета (1856) в Москве;

1856 г. – публикация статьи И.В.Киреевского «О необходимости и возможности новых начал для философии», явившейся программой развития русской христианской философской мысли;

конец 1850-х гг. – возникновение «могучей кучки» композиторов (Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков и др.), развивших принципы национальной музыкальной эстетики, восходящие к творчеству Глинки;

1870 г. создание «Товарищества передвижных художественных выставок» (Мясоедов, Крамской, Перов, Ге, Репин, Суриков и др.), участники которого довели до высшего выражения принципы русской классической живописи.

Наша основная задача при изучении историко-культурного процесса рассматриваемого периода состоит в том, чтобы осмыслить ход духовной жизни России с точки зрения формирования и развития русской классической культуры в ее ценностно-мировоззренческой органичности и многообразии форм как единого, хотя и противоречивого целого. В самом общем смысле, под классической культурой мы понимаем культурное творчество и его продукты, определяющиеся каноном соответствия человеческой деятельности идеям объективной истины и красоты. По справедливому указанию А.Л.Казина, основное представление классики, возникающее в древнегреческой культуре, связано с понятием сверхличного космического порядка, пронизывающего бытие, к которому христианство привносит Откровение о создании мирового порядка Абсолютной Личностью, относящейся к человеку как Отец к сыну и предоставляющей ему творческую свободу духа [1]. Христиански одухотворенная классическая художественная онтология обусловливает положительное чувство мирового целого и определяет установку человеческой личности не на субъективистское создание эстетического предмета из ничего (ex nihilo), а на духовно смиренное, творчески свободное и ответственное выявление присущего вещи достоинства. Можно утверждать, заключает Казин, что «классика мыслит вещами. Но не менее верно будет сказать, что она мыслит идеальными вещами или прямо идеалами» [2]. Напротив, оппозиционные классике художественные направления – неоромантизм, разного рода символизм и авангардизм – при всех своих частных различиях в равной степени гнушаются миром Божиим, отвращаются от него, бунтуют против объективных ценностей Истины, Добра, Красоты и претендуют сотворить ex nihilo нечто более совершенное, чем Творец.

Таким образом, следует заключить, что христиански ориентированная светская классическая культура подразумевает некий универсальный традиционный идеал, коренящийся в народно-национальном и всечеловеческом духовном опыте, но вместе с тем предполагает духовную автономию творца, призванного реализовать этот сверхличный идеал на пути вдохновенного, свободного творческого деяния. Применительно к России под классической культурой мы будем понимать процессы и продукты свободного человеческого творчества, воплощающие единство православных ценностей, самобытных устремлений русского национального духа и социально-исторического опыта народа в образцовых по совершенству и в этом смысле канонических формах. Хотя всякое человеческое творчество по его мировоззренческим и социальным особенностям национально, на вершинах классической культуры скрадывается различие национально-самобытного и универсально-всечеловеческого. В этом факте ярко обнаруживается, что национальное и всечеловеческое измерения культурной жизни являются не противоположностями, но органически взаимосвязанными ее аспектами: мировая культура осуществляется в национально конкретных формах, последние же насквозь проникнуты универсальным всечеловеческим содержанием.

В центре нашего внимания будет находиться проблематика ценностно-мировоззренческого оформления синтеза традиционных первоначал отечественной цивилизации и опыта новоевропейского просвещения, а также социально-историческая динамика русского самосознания, выраженная в творческих опытах выдающихся деятелей отечественной культуры. Наш интерес к культурному самосознанию предполагает первостепенное внимание к сфере богословской, философской и общественной мысли XIX в., анализ различных социально значимых мировоззрений, а также изменений ценностных ориентаций в области общественного сознания и культуротворческой деятельности.

В историко-культурном процессе рассматриваемого столетия мы выделяем четыре основных периода:

  1. Александровскую эпоху (1801 – 1825);
  2. Николаевскую эпоху (1825 – 1855);
  3. Период «Великих реформ» Александра II (1855 – 1881);
  4. Эпоху Александра III (1881 – 1894), в прямой связи с которой рассматриваем начало царствования Николая II (вторая половина 1890-х годов).

Для обеспечения должной целостности обзора и анализа типологически своеобразных форм православной духовности и русской классической культуры, в отдельной главе рассматривается развитие этих форм во второй половине XIX в., на протяжении нескольких царствований.

[1] См.: Там же. С. 116.

[2] Там же. С. 117.