Главная / История Руси с крещения до Петра I / Юрий Булычев «Московские традиции государева двора»

Юрий Булычев «Московские традиции государева двора»

Шапка МономахаМосковский царь подавал народу личный пример православного благочестия и самоотверженной национально-государственной службы. Вступление государя на престол сопровождалось духовно содержательным обрядом венчания на царство, сложившимся под влиянием  византийского церковно-государственного опыта. Венчание на царство по определенному церковному обряду было впервые совершено по воле великого князя Ивана III над его внуком Дмитрием в Успенском соборе московского Кремля 4 февраля 1498 г., однако первым венчанным русским царем стал Иван IV Грозный, настоявший на совершении над ним чина венчания в 16-летнем возрасте (16 января 1547). В чин венчания на царство московских государей вошло миропомазание, венчание шапкой Мономаха, вручение креста животворящего древа (с частицей того креста, на котором был распят Христос), скипетра и державы, наложение барм Мономаха (наплечного ожерелья с изображениями Христа, Богоматери и святых) и облачение в порфиру. Исповедание православной веры составляло непременное требование церковной коронации монарха. Царей помазали святым миром (особо освященным благовонным маслом). Это имело свое основание в Библии, как средство дарования царям особой благодати Божией в делах  справедливого управления народом. Над каждым верующим таинство миропомазания совершается лишь один раз в жизни, после крещения. Начиная с Ивана Грозного, русский монарх был единственным человеком на земле, над кем Православная Церковь совершала это таинство дважды.

При коронации шло особо торжественное богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, а после коронации происходили повсеместные народные торжества.

Государев двор в ХVI–XVII вв.  руководствовался теми же религиозно-нравственными представлениями и во многом придерживался тех же бытовых устоев, что и основная масса народа. С народной точки зрения, говорит  С.М. Соловьев, описывая быт московских царей, Кремль представлялся большим монастырем, потому что был наполнен большими и красивыми церквами, среди которых, как игуменские кельи в монастыре, располагался царский дворец – пестрая группа зданий самого разного размера, разбросанных как попало, согласно практическому удобству. Соответственно, Великий Государь получал значение Всероссийского церковного старосты. Он и вел себя в согласии с этим значением, постоянно участвуя вместе с патриархом в богослужениях, раздавая щедрую милостыню бедным, больным, пленным, заключенным,  уходя на частые богомолья в Троице-Сергиеву лавру, Можайск, Боровск, Звенигород, Углич и другие монастыри, города, подмосковные села.

В Вербное Воскресение царь участвовал в религиозном обряде, которого не знала Византия и который отменил впоследствии Петр I.  Обряд этот, упомянутый нами ранее, получил название «шествие на осляти» и представлял торжественный  крестный ход. Ход двигался из Успенского собора в Спасские ворота Кремля. Впереди несли образа и шло духовенство. За ним – стольники, стряпчие, дворяне и дьяки в золотой парчовой одежде. Затем шел царь, потом бояре, окольничие, думные люди и гости. По обе стороны близ царя двигались полковники и головы стрелецкие. Посетив один из приделов Покровского собора (храма Василия Блаженного), государь отправлялся на лобное место. По прочтении здесь Евангелия, патриарх садился на коня, а царь вместе с царевичем вел коня за повод, что служило символом подчиненности самодержавия православной вере и церковной традиции. Таким образом крестный ход возвращался в Успенский собор.

Когда наступал самый торжественный православный праздник Воскресения Христова (именовавшийся на Руси Велик день), напоминающий каждому  верующему о грядущей вечной жизни, государь со свитою шел в Успенский собор, где молился, прикладывался к иконам, потом христосовался в губы с патриархом и архиереями, жаловал к руке духовенство, светских людей, обмениваясь со всеми пасхальными яйцами. По окончании заутрени царь направлялся  поклониться родительским могилам. Так Алексей Михайлович шел в Вознесенский монастырь – ко гробу матери – и в Архангельский собор – ко гробу отца. А затем в Благовещенском соборе христосовался в губы с духовником.

В церковные праздники и семейные торжества, особенно радостные по случаю рождения наследника, в царском дворце накрывали большие столы за которые усаживались не только архиереи и придворные чины, но и посадские люди всех сотен. При этом государь неизменно отправлял обильное угощение нищим, увечным и заключенным,  часто, на удивление иностранцев, самолично отравляясь в тюрьмы и раздавая там подаяние из своих рук.

Однако, несмотря на твердую приверженность московских государей религиозным и нравственным ценностям Православия, мы можем заметить в рассматриваемое время возрастание интереса к иностранным культурным новшествам со стороны придворных кругов. Весьма расположен был к иностранцам Иван Васильевич Грозный. После Смуты, разразившейся в первом десятилетии XVII века, отношение к иностранцам со стороны верхов русского общества несколько ухудшилось, однако в царствование Алексея Михайловича продукты и влияния западной культуры начали необратимо укореняться при государевом дворе.