Главная / Общество / Протоиерей Олег Трофимов — Коррупция панацея?

Протоиерей Олег Трофимов — Коррупция панацея?

biurokrat01Каждый раз, особенно, когда происходят выборы как раз эта тема наиболее актуальная и кричащая на всю глотку! Вот она панацея! Борьба, с которой, наконец-то решит все проблемы общества, ну и, конечно же, не забудем, рейтинг обеспечивается у очередного кандидата. Ну кто же не хочет победы в этом вопросе? И как же мы не замечаем, как бы ни облизывалась эта тема, а «воз там же». Осадок что мы опять обмануты, остается на душе. Эта проблема массового характера. Да, да, не будем тыкать в кого-то, вопрос этот задевает и нас самих в первую очередь. Коррупция стала не гласной валютой нашего времени.

Почему такое положение вещей?

В государстве усовершенствуют технические меры по контролю, принимаются очередные антикоррупционные законы, не спорю, даже хорошие, меняются руководители, но тут вот пронырливый журналист, или олигарх или бизнесмен сдает своего конкурента, или отчетный рейд блюстителей порядка, и – коррупционный скандал на виду у СМИ. И как бы мы патриотично не были настроены, что не хочется о плохом говорить, но когда видишь, например, убитые дороги, или мягко говоря, трудности в ведении бизнеса, а в это время в «наших» чиновников канцелярские ручки за 46 миллионов «нажиты непосильным трудом», приходишь к выводу о тотальности этого общественного явления. Да уж, как всегда, коррупция во всем виновата…

Традиционные ответы (панацеи) на решение этой проблемы звучат в решении су-то в технической сфере: несовершенные законы, плохая экономика и нищее состояние людей, что и толкает их на преступность, вопрос кадров – нет умного руководителя, нет жестокого наказания и т.д. Но почему тогда вопрос не решен, если мы знаем правильные ответы и ориентиры? Мы решаем сложнейшие научные вопросы полеты в космос, вопросы оборонного характера, медицины… а коррупция та же!

Определенно и целенаправленно культивируется ложные ориентиры и ответы, поэтому явно не с целью решения победы над коррупцией. А значит принятые меры «борьбы» в этом русле заведомо деструктивные, антигосударственные и преступные. Ведь существуют общества с неразвитыми законами, с плохой экономикой и нищие, но это не становиться поводом преступности населения – воровства-коррупции. Или, например, смертные казни – расстрел в прямом эфире чиновников в Китае не решили тотально этот вопрос. А разве высокопоставленные чиновники бедные, что им не хватает на хлеб и они вымогают взятки? Но почему-то именно в этой сфере большинства преступлений.

А может быть решение этого вопроса лежит в другой плоскости?

Однозначно – да! И эта сфера в первую очередь духовно-нравственная – Закона Божьего. Присутствие или отсутствие его в душе человека. Но рассмотрим теперь основы не в ложных ориентирах причины происхождения коррупции-воровства, а в призме нравственных законов души человека.

После грехопадения – отпадения человека от Бога, порождается – «самость» – гордость. Онтологическую нецелостность уже отпавшей от Бога своей природы, человек вне Бога компенсирует дополнением – приватизацией. Именно гордость мать всех грехов и пороков, трансформируется в приватизацию жизни и все что в ней. И как бы нам это привычно и «законно» не звучало: это моя жена, мой дом, моя земля, моя робота, моя… мое… мои и т.д., все то, что нас окружает, как и жизнь является даром Божиим и Его собственностью. Но эволюция греха продолжается и развивается дальше, человек развращается, грех – наркотик, ненасытность, чувственное наслаждение, потребительство все это как культ Золотого тельца стает объектом поклонения и смыслом жизни падшего человека. Ненасытность в потребительстве толкает на воровство-коррупцию. И если ответственное лицо-чиновник коррупционер, то он однозначно и не патриот. Ибо его патриотизм сводиться к потребительству, это и есть пятая колона. Поэтому решения данного вопроса лежит однозначно в духовно-нравственной сфере.

Эта задача лежит как социальная активная миссия на Церкви – просвещении и наставлении свое паствы, в возможных и доступных методах влиять на общество. Но эта задача лежит и на государственном аппарате совместно с Церковью. А именно разработка и воплощение требований и условий выбора и назначения должностного лица и законодательно утверждено.

Решение данного вопроса комплексное – требования: духовное, патриотичное, социально-нравственное и профессиональное.

Духовные – это личный аскетизм, порядочность, честность и жертвенность. Обязательно пройти курсы по нравственности! Вопрос веры это личный вопрос кандидата, не в коем случаи курсы не являются принуждением к какой либо веры и не носят практичного религиозного служения, но нравственные идеалы, как например «не воруй», во всех религиях одинаковы и бесспорны. А тем более кандидату полезно обладать в арсенале профессиональных навыков религиозным этикетом, знаниями религиозного местного менталитета и традиций, религиозной историчной обстановки. Эти навыки однозначно будут сближать избранника с народом

Патриотичные – не обладать за рубежом таким имуществом, средствами, из-за которых можно было манипулировать и влиять на роботу должностного лица. Пользоваться благами произведенными на Родине. Не устраивает? Значит, такое лицо работает однозначно не на Родину.

Социально-нравственные – уровень зарплаты как средне в населения (это обязательное условие договора!), хочешь получать больше — подними ее у народа т.е. у себя же! За это тебя будут уважать и не укорят. Не устраивает такое условие – тогда не работай тут, ты не патриот, а потребитель, пятая колона, идешь на роботу заведомо не для людей! Обязательное участие во всенародных нравственных проектах на добровольной основе.

Выслуга и профессиональные навыки однозначно входят в список требований, но только после всех выше причисленных, ибо профессионализм без нравственных требований будет в злоупотреблении, как всегда – «коррупция виновата…».

Для улучшения профессиональной деятельности (это тоже обязательно прописано в трудовом договоре и безоговорочно для исполнения) на протяжении года обязательно 6 дней пожить в обыденной среде общества: общежитии для студентов, или детдоме -2д., а доме престарелых- 2д., особенно в тюрьме в условиях содержания, как и полагается для коррупционеров -2д. А Народная Комиссия проследит исполнения. Я думаю, что эти заведения еще и поборются за чиновника, например, за губернатора области.

Не нарушение ли такие требования и предложения договора прав и свобод человека для чиновника и депутата? Ведь однозначно найдутся противники, под самыми «благими» предложениями.

В каждой сложившейся социально-профессиональной деятельности человека есть технические требования и условия деятельности: для водителя – быть трезвым, для врача быть готовым к военной мобилизации, работнику ФСБ не выезжать за рубежи хранить тайну, для ряд профессий безоговорочное прохождение специфичных медицинских комиссий и т.д. А ведь государственный чиновник и депутат несет шире и больше ответственности и эта ответственность за судьбу Родины и людей лежит в первую очередь нравственной сфере, где любовь к Ней не измеряется денежным эквивалентом. Так почему к должностному лицу не должны быть нравственные, социальные, патриотичные профессиональные требования?

Можно сказать, что мало кто тогда захочет так работать? Но где же найти таких людей?

Поверьте, найдутся! Много патриотов энтузиастов, профессионалов и сейчас трудятся на благо Родины и таковы есть. Но в силу устоявшийся несовершенной системы, где приоритет падает на родственные, олигархические связи и коррупцию в назначении, они не могут занять достойное место по призванию. Это возможно преодолеть. Законодательно утвержденная тендеровая система и открытость данных по вышеуказанным параметрам для кандидатов.

Кто и что будет определять «личный аскетизм, порядочность и честность, жертвенность»? Что делать уже с существующей армией чиновников и депутатов всех уровней, которым параметры выше перечисленные не соответствуют? Как технически реализовать поставленные цели? Кто в тендеровой комиссии?

Эту функцию на себя совместно с властью возьмет традиционная Церковь, а именно начиная со школьной семьи и в высших образовательных учебных заведениях введения предметов, уроков по нравственности. Перед назначением чиновников, выбора депутатов и уже для существующих обязательные периодичные и регулярные курсы по нравственности. Это обязательное и неукоснительное условие трудового договора! Общество будет уверено в том, что чиновник или депутат ознакомлен с нравственными требованиями и получил от народа нравственный мандат на правление. Народная Комиссия (аналог власти советов) как и тендеровая комиссия, в составе которой будут представители официально от традиционных религий, примут участия в народных слушаниях по выбору кандидата и выразят свое мнение. Тогда всенародные клятвы на Библии или Коране, или Конституции (которая зиждиться на нравственных идеалах) не будут номинальные или профанированные.

«Аскетизм, порядочность и честность, жертвенность» это, конечно же, личный аспект жизни чиновника, но именно эти свойства определяют качество правление народом и занимание ответственной должности, а значит, народ вправе требовать их от чиновника и депутата. Нравственные курсы будут как раз в помощь. Те чиновники и депутаты, которые не проходят по выше сказанным требованиям, имеют возможность себя изменить, пойти на жертвы ради Родины, или тендеровая система сделает свое доброе дело. Архиважный законодательный процесс по отзыву нарушителя, который буде реализовать та же Народная Комиссия! При уже занятой должности, если происходят нарушения, то не только правоохранительные органы, но Народная Комиссия законодательно вправе инициировать импичмент чиновнику и депутату – отозвать, а далее работает открытая тендеровая система выбора. Поверьте, это будет стимулировать к добросовестной и жертвенной работе.

И так, при желании решаемо все! Против этого будет тот, кто хочет дальше воровать. Конечно же, идеального общества не существует, и гению зла возможно и эти законы обойти. Но хотя бы работа предложенной модели будет минимизировать преступления в аппарате правления. Единственная и возможная альтернатива борьбы с тотальной коррупцией только в Боге, а именно решения этого вопроса в личностной нравственной плоскости человека.

Автор: доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук протоиерей Олег Трофимов.