Главная / Культура и традиции

Культура и традиции

Александр Лапин — Русский мат, бессмысленный и беспощадный

Александр ЛАПИН

Как и почему мы ругаемся К сквернословию в России, как и к пьянству, сложилось двойственное отношение. Кого ни спроси – любой осудит мат, что не мешает большинству из нас использовать нецензурные выражения в повседневном общении. Оправданием обычно служит: «Да это я так, для связки слов». Однако подобным предназначением роль мата не исчерпывается. Более того, сам характер употребления бранных слов в ...

Читать дальше »

П.А. Вяземский — Злоупотребление словами

Петр Андреевич Вяземский

Талейран сказал: la parole est l’art de deguiser la pensee, то есть, слово есть искусство переодевать мысль. Заметим мимоходом, что если здесь, в переводе нашем, не переодета, то отчасти прикрыта мысль Талейрана, потому что у нас, между прочим, нет глагола равнозначительного с французским deguiser. Нет у нас и еще кое-каких слов, несмотря на восклицания патриотических, или (извините!) отечественнолюбивых филологов, или ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Русское Зарубежье. Культурно-историческое значение»

Царский вестник. Газета русского зарубежья

Возрастание мировой роли России после революции. Феномен Русского Зарубежья Великая русская революция, оказав сильное, сложное, остро противоречивое воздействие на внутреннее развитие нашей страны, столь же мощно и неоднозначно повлияла на ее международную роль. Прежде всего, следует признать, что после 1917 года резко возросло общее мировое значение России, вышедшей из сферы политико-экономического притяжения западной цивилизации и превращенной в новый планетарный центр ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «XIХ век как эпоха истории русской культуры»

XIX в. получил название «золотого века» русской культуры, ибо явился временем становления и динамичного развития классических форм культурной жизни в России, благодаря которым наша страна заявила о себе как о своеобразном духовно-историческом организме, обрела собственное место и значение в международных культурных связях. Именно в XIX столетии процесс государственной европеизации и секуляризации российского общества, начатый Петром I, привел к созданию национально ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Строительство православной культуры в Киевской Руси»

Христианизация древнерусского общества, начавшаяся с конца X в., способствовала формированию нового духовно-личностного образа мира в сознании наших давних предков. Именно произошедший духовный перелом и обусловил быстрые, радикальные изменения в жизни Киевской Руси, сделал возможным то, что под влиянием культурного опыта Византии и Болгарии в древнерусском обществе возникают  письменность, литература, первые опыты богословский и философской мысли,  музыка,  архитектура, изобразительное искусство, закладываются ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Культурно-исторический смысл приобщения Руси к греко-православной традиции»

Для понимания культурно-исторической важности принятия Киевской Русью христианства именно от Восточной Римской империи (Византии), следует хотя бы в самом сжатом виде сказать о том, что собой представляла византийская цивилизация и какого рода религиозно-духовную традицию она предала Древней Руси. Начать уместно с напоминания, что цивилизация Византии, в лоне которой сложились догматика и культ Православия, являлась цивилизацией не чисто европейского и не ...

Читать дальше »

Трубецкой Н.С. «Общеславянский элемент в русской культуре»

Николай Сергеевич Трубецкой

Что русский язык — язык славянский, это всем известно. Но очень мало кто из неспециалистов ясно представляет себе, какое именно положение занимает русский язык среди других славянских языков. Хотя языковедение достигло в России высокой степени развития и русские языковеды пользуются всюду за границей хорошей репутацией, средний образованный русский человек как раз в области языковедения имеет очень слабые и часто превратные ...

Читать дальше »

Трубецкой Н.С. «Верхи и низы русской культуры» (Этническая основа русской культуры)

Николай Сергеевич Трубецкой

Всякая дифференцированная культура неизбежно заключает в себе две обязательные части, которые образно можно назвать верхом и низом здания данной культуры. Под низом мы разумеем тот запас культурных ценностей, которым удовлетворяют свои потребности наиболее широкие слои национального целого, так называемые народные массы. Поскольку эти ценности создаются в самой среде народных масс, они сравнительно элементарны и не носят на себе резкого отпечатка ...

Читать дальше »