Главная / Духовность

Духовность

Векторы христианской жизни в миру

Иеромонах Серафим (Роуз)

Векторы христианской жизни в миру — стремление к неотмирности и содевание в сердце внутренней пустыни духовного борения и горения. Читая книгу «Не от мира сего» о православном американце — иеромонахе Серафиме (Роузе), проникаешься духовными исканиями личности в мире, где царит обмирщенность, модные философские, оккультные и психологические течения, религиозная всеядность, где христианские нормы и традиции в западном  обществе размываются и искореняются. ...

Читать дальше »

«Машина времени» и Христос из будущего!

Церковь не лишена футурологического и эсхатологического преставления будущего, она  живет им и действительно обладает внеземными технологиями — «машиной времени»,  владея опытом пользования ею. И дело не только в скудных, но все же существующих описанных в сказаниях, преданиях, житиях святых моментах, когда происходило мгновенное перемещение во времени и пространстве, которые были реально как в прошлом созерцателями земного рая-эдема, подробно описывая своим ...

Читать дальше »

Протоиерей Вадим Маркин — Опыт устройства и содержания православного детского приюта

Центр помощи инвалидам «Надежда»

Приют при Троицком храме Коломны (Щурово) был создан в 2008 г. Сейчас на попечении прихода находится 33 ребенка от 2 до 16 лет. Дети живут в двухэтажном доме на территории храма. Старшие воспитанники учатся в Православной гимназии при храме. В приюте работают 15 сотрудников. Вся деятельность приюта ведется только на благотворительные пожертвования различных организаций и частных лиц. Когда нас спрашивают о приюте, то самый часто задаваемый вопрос о том, как приют создавался, как появилась ...

Читать дальше »

Александр Лапин — Второе крещение Руси

Лапин Александр Алексеевич - журналист, писатель, политик.

Сегодня в нашей стране фактически заново набирает обороты процесс, который начал князь Владимир более тысячи лет назад. В 2008 году на Крещение мне удалось съездить в путешествие по Святой земле. Но, окунаясь в воды Иордана, шагая по Гефсиманскому саду, стоя в очереди к Гробу Господню и вглядываясь в гладь Галилейского озера, я думал о том, что же происходит у нас ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Кризисные явления Русского народа в ХХ веке»

«Природа кризисных явлений в духовной жизни русского народа в ХХ веке» Выявляя природу духовного кризиса русского народа, следует прежде всего учитывать глобальные, всемирные предпосылки упадка христианской веры, патриотического чувства, национального сознания, распространения материалистического мировосприятия, широкого использование преступных методов при разрешении политических и экономических проблем. Капиталистическое развитие сначала европейских, а затем и остальных стран, вынужденных идти по пути западной цивилизации, повсюду ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Православная Церковь в постсоветский период»

«Активизация общественной роли Русской Православной Церкви в постсоветский период» Принципиально новые обстоятельства жизни российского общества после краха советской системы активизировали Русскую Церковь, повлекли формирование православных братств, монархических и культурно-просветительных организаций. Пройдя через десятилетия тяжелейших гонений, Русское Православие вновь обнаружило свою духоносность, свою верность изначальной Традиции и способность к социальному служению в современных условиях. Со своей стороны русское общество проявило потребность ...

Читать дальше »

Святой Иоанн Пустынник

Святой Иоанн Пустынник

Святой Иоанн Пустынник Более подробное описание жизни святого угодника Ивана удалось составить только в 2010 году благодаря обнаруженной и приобретённой гравюре 18 века с клеймами и житием св. Ивана Пустынника на старочешском и старогерманском языках. (прим. автора) Святой Иван (Иоанн) Пустынник (называемый также хорватский или чешский) был княжеского рода. По легенде, его отец, предводитель бодричей, одного из племён полабских славян, ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Религиозная мысль Русского Зарубежья»

Иван Александрович Ильин

Большую роль в развитии и углублении русской религиозной мысли за рубежом сыграл Православный богословский институт в Париже. Материальной базой для названного института стала усадьба в парижском предместье, купленная митр. Евлогием в июле 1924 г. на деньги, собранные всей эмиграцией. В усадьбе было основано Сергиево подворье, представлявшее собой церковь и четыре домика. Митр. Евлогию поступило 90 заявлений от желающих получить образование ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Противоречивое состояние русской церковной жизни в начале ХХ века»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

В начале ХХ века Россия оставалась крупнейшей православной державой. В отличие от смутного и беспочвенного умонастроения значительной части интеллигенции, миросозерцание огромной части простого народа оставалось проникнутым православной верою. Более того, в России рассматриваемого времени мы видим многие признаки дальнейшего развития православного духа, активного обращения к Православию глубокомыслящей части образованного общества. Это делало царствование Николая Второго весьма значительной эпохой в религиозной ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Русская религиозная философия второй половины XIX в.»

Вторая половина XIX века дала, наряду с крупными представителями русской литературы и искусства, плеяду религиозных философов, подчас стоявших вне суетливого интеллигентного общества и занимавшихся осмыслением не злободневных социальных вопросов, а вечных проблем человеческого бытия. Основными центрами развития философского творчества в России являлись Духовные академии, откуда светская высшая школа черпала кадры преподавателей философии. Во второй половине XIX в. действовали Духовные академии ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Русская православная духовность в XIX столетии»

В рассматриваемый период осуществляли свой духовный подвиг и продолжали совершенствовать богословское знание выдающиеся представители русской православной традиции. Замечательным подвижником мистического богословия являлся епископ кавказский и черноморский Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов). Св. Игнатий Брянчанинов (1807-1867) был разносторонне образованным человеком, строгим иноком и глубоким мыслителем Русской Церкви – автором выдающихся «Аскетических опытов». В основе учения святителя лежит сознание необходимости личного ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Православная духовность и богословская мысль в первой четверти XIX в.»

Преподобный Серафим Саровский

В рассматриваемое время русская православная духовность продолжает свое развитие, достигая новой высоты, вопреки всем отрицательным влияниям времени. В лице иноков, служителей Церкви, огромного числа простых людей и многих представителей высшего культурного слоя Россия оставалась верной хранительницей христианской традиции. Продолжал развитие возникший в конце XVIII в. тип православного подвижника и религиозного деятеля, соединяющий религиозно-мистическую одаренность с широким просвещенным кругозором и развитой ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Духовный подъем в Русской Церкви в XVIII столетии»

Твердую защиту русских культурно-исторических устоев от критики западных оппонентов и доморощенных революционных мечтателей-утопистов русские православные мыслители и деятели могли осуществлять только потому, что за их идеями стояла духовная реальность великого православного народа, живая Русская Церковь – верная хранительница изначального христианства. Это обеспечивало христиански мыслящим и любящим свое Отечество русским людям несравненно более благоприятное положение для защиты вековых духовных ценностей, сравнительно ...

Читать дальше »

Юрий Булычев: Развитие русского церковного самосознания

Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле

«Развитие традиции православного иночества, русской церковной жизни и русского церковного самосознания» Ангел-Хранитель России преп. Сергий Радонежский своим благодатным  духовным влиянием породил целый поток святости. До одиннадцати учеников Сергия еще при его жизни явились основателями монастырей и затем стали святыми Русской Церкви. Энергичная река иноческой жизни потекла из Троице-Сергиевой лавры двумя потоками: на юг, к Москве, в центр общественной жизни молодого ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Своеобразие русского типа святости»

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб

Утверждение православной традиции на Руси объясняет особое почитание в древнерусском обществе идеала святости и святых подвижников. Следует напомнить, что понятие «святость» в Православии глубоко связано с понятием о свете, сиянии, чистоте  как духовных свойствах Бога, Его энергии, Его Славы. Святость есть свойство Бога, которое человеку может быть присуще лишь в силу его духовной связи с Божеством. Святым в православной традиции ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Слово о законе и благодати»

Мысль о подобном сочетании как великом историческом событии нашла свое выражение в торжественном «Слове» митр. Илариона. Иларион – первый русский по происхождению митрополит – родился в конце Х в. Он отличался строгой подвижнической  жизнью, был епископом Ростовским, а затем, по желанию Ярослава Мудрого, поставлен митрополитом Киевским в 1051 году. Митрополитом он был недолго. В 1055 г. встречается уже имя другого ...

Читать дальше »

Митрополит Иоанн (Снычев) «Путь к спасению»

Митрополит Иоанн (Снычев)

  ПРЕДЛАГАЕМАЯ ЧИТАТЕЛЯМ СТАТЬЯ НАПИСАНА В ПРЕДДВЕРИИ ВЕЛИКОГО ПОСТА. ДЛЯ ХРИСТИАНИНА ЭТО ВРЕМЯ ПОКАЯНИЯ И УГЛУБЛЕННОГО САМОИСПЫТАНИЯ, ВРЕМЯ НАПРЯЖЕННОГО МОЛИТВЕННОГО РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПУТЯХ ОЧИЩЕНИЯ СЕРДЦА И УМИРОТВОРЕНИЯ ДУШИ, О ПРИЧИНАХ СВОИХ ПАДЕНИЙ И СПОСОБАХ ИСПРАВЛЕНИЯ. МИР УСТРОЕН ТАК, ЧТО ПОДОБНЫЕ ВОПРОСЫ РАВНО СУЩЕСТВЕННЫ И СУДЬБОНОСНЫ КАК В ЖИЗНИ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, ТАК И В НАРОДНОМ, СОБОРНОМ БЫТИИ. И В НЕМ НЕ ...

Читать дальше »

Митрополит Иоанн (Снычев) «Торжество Православия»

Митрополит Иоанн (Снычев)

ИСТОРИЯ УЧИТ, что времена общественных нестроений и смут особенно четко и ясно обнажают состояние народной души. Смута — отсутствие общепризнанных авторитетов и силовых механизмов контроля над общественным сознанием — дает полный простор для выявления истинных и ложных ценностей. Наносное и пришлое спадает, как шелуха, и сквозь хаос и разноголосицу мятущегося, обезумевшего времени проступают черты бессмертной народной души в ее неизменном ...

Читать дальше »

Соловьёв С.М. «Прогресс и религия». 1868 г.

Десять лет тому автор предлагаемой статьи считал нужным вооружиться против нападок на прогресс, которые находил вредными для правильного исторического понимания. Тогда он писал: «К каким неимоверным странностям и к какому бесплодию ведет антиисторическое направление и этот буддистский протест против прогресса, это стремление возвратиться к первоначальной простоте отношений,- стремление, обличающее недостаток нравственных сил, неуменье сладить с прогрессом, материялизм, неверие в нравственные ...

Читать дальше »

Александр Лапин: «Русская вера»

Лапин Александр Алексеевич - журналист, писатель, политик.

На определенном этапе развития перед человеком встают мучительные вопросы, не решив которые невозможно двигаться дальше. И тут нам на помощь приходит религия. Сегодня момент истины настал для всего русского народа. Пора задуматься о нашей вере. Я принадлежу к поколению людей, которое обрело веру самостоятельно. Мы были воспитаны в духе атеизма, не ходили в церковь, но так или иначе, многие из ...

Читать дальше »

Александр Лапин: «Второе крещение Руси»

Лапин Александр Алексеевич - журналист, писатель, политик.

Сегодня в нашей стране фактически заново набирает обороты процесс, который начал князь Владимир более тысячи лет назад. В 2008 году на Крещение мне удалось съездить в путешествие по Святой земле. Но, окунаясь в воды Иордана, шагая по Гефсиманскому саду, стоя в очереди к Гробу Господню и вглядываясь в гладь Галилейского озера, я думал о том, что же происходит у нас ...

Читать дальше »

Таинство Евхаристии в жизни православного христианина

С самого основания Святой Христианской Церкви среди верующих возникали различные вопросы церковной жизни. Наиболее важные из них выносились на общее обсуждение всей Христианской Церковью на соборах, получивших впоследствии наименование Вселенских, остальные обсуждались на местных соборах каждой из Христианских Церквей. Сегодня также возникают определенные вопросы, требующие обсуждения и решения. Совсем недавно комиссия Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви подготовила проект документа по ...

Читать дальше »

Протоиерей Александр Федосеев: Жизнь в Церкви

Как течет сейчас духовная жизнь нашего народа? Какие взгляды, настроения, симпатии и антипатии и в каких его слоях формируют отношения людей к жизни? В годы перестройки в постсоветских странах произошел взрыв активности именно в духовно-религиозной области. В потоке статей, печатавшихся в книгах и журналах, авторы раскрывали свое мировоззрение и взгляды на различные стороны жизни, в частности и церковной. В результате ...

Читать дальше »

Проблема отношения личности и общества в свете церковной общины

Прошедшие два десятилетия принесли России не только свободу, но и многочисленные разделения. Распался Советский Союз, растет социальное расслоение общества, растут проблемы, связанные с информационным неравенством. Русская Православная Церковь сохранила свое единство на всем пространстве бывшего Советского Союза, создавая новые формы церковного устройства. За последние 15 лет образованы автономные Поместные Церкви, что отражает новые политические реалии современного мира. Тем не менее, ...

Читать дальше »

Свт. Феофан Затворник: Молитва домашняя

О молитве домашней Милость Божия буди с вами! Благодарствую за молитвенную память у рак святых угодников Божиих. Благослови, Господи, ваше уединение. Что в церкви не бываете, не безпокойтесь. Для Бога всякая молитва от сердца равноценна, где бы она ни возносилась. Тут разницу делает только одна привычка. И к безцерковной молитве можно привыкнуть. Меньше читайте по молитвенникам. Больше молитесь от себя… ...

Читать дальше »

Микробы и причастие

В редакцию портала Матроны.РУ пришло письмо от нашей читательницы: «На днях моя подруга поставила меня в тупик своим вопросом: «Когда в православных храмах будут причащать одноразовыми ложками? Как можно облизывать одну ложку и запивать из одной посуды? Я не могу заставить себя причаститься, т.к представляю себе все эти микробы и я просто в ужасе. Вот если бы сделали реформу, начали бы пользоваться одноразовыми ложками, намного больше ...

Читать дальше »

Великие планы на Великий пост

Когда-то, давным-давно, одним из самых страшных снов в моей жизни был сон, в котором я курю. Понятное дело, эти сны начали мне сниться через некоторое время после того, как курить я бросила. Помню, просыпалась с чувством – ах, тряпка, как же ты могла, никакой силы воли! Но я даже и не подозревала, что гораздо более страшные сны еще впереди. Однажды ...

Читать дальше »

Духовная пища для празднующих Масленицу

Среди наших читателей, конечно же, нет таких, кто бы не слышал, не знал бы ничего о масленице, особой седмице, именуемой иначе сырной, из-за церковного запрета на вкушение мясного. Последний раз верные церковному уставу христиане вкушают мясную пищу в воскресный день, когда на Божественной литургии читается притча о Страшном Суде (Мф. 25, 31—46). Этот обычай называется «заговеньем на мясо». Все последующие ...

Читать дальше »

Почему каждому образованному человеку необходимо узнать Православие

«Христианство — губительный принцип,.. который рушит сознание, ставя ему рамки». Академик В.И.Вернадский. Дневники. «Поклонение кресту, позорному орудию казни, отобрало христианству самых внутренне свободных людей». Священник Александр Ельчанинов. Записи. — На чем ты медитируешь, подруга светлых дней? — Какую мантру дашь душе измученной моей? Так поет Борис Гребенщиков. И множество людей в возрасте от пятнадцати до сорока понимают его: знают, что ...

Читать дальше »

Протоиерей Олег Махнёв о Православии в Чехии, духовной жизни, миссионерстве и о многом другом…

На фото: протоиерей Олег Махнёв и главный редактор ИА "Русские Новости" / Держава.com Ярослав Мошков. 2010.09.04.

Русскоязычная эмиграция Чехии очень разнородная. Может ли Православная церковь стать её объединяющим началом? Православная церковь, безусловно, служит фундаментальным, объединяющим началом для всех русскоязычных мигрантов. У этого две причины. Первая – когда человек находится вдали от дома, вне привычного уклада жизни и работы, он более явно чувствует потребность в чём-то родном и близком, православном храме, например. Второй момент – качество общения. ...

Читать дальше »

о. Александр Ельчанинов. Из писем к молодежи

Если ты примешь мое руководство, то я посоветую тебе вот что. 1. Молиться утром и вечером, хоть одну молитву, хоть 1-2 минуты, но стараться достигнуть полного сосредоточения мыслей на словах молитвы, изгнания из ума всего постороннего, хоть слабой степени (сердечной) теплоты, чувствуемой и реально в области сердца, так как мы молимся прежде всего сердцем. 2. Читать, когда сможешь, но каждый ...

Читать дальше »

Когда подросток уходит из церкви

Я очень попрошу обратить внимание верующих и любящих пап и мам на следующий факт. Как правило, в какой-то момент подросток уходит из церкви. В церкви ему становится скучно, неуютно, ненужно и неинтересно. Это происходит в одиннадцать-двенадцать лет, может быть, чуть позже. Митрополит Антоний Сурожский видит причины такого ухода в следующем: “Я думаю, что одна из проблем, которая встает перед подростком ...

Читать дальше »

Северная русская икона: фольклорное истолкование византийского образа

Тихвинская: Северная Царица

О вопросах «художественной топографии» иконописная продукция Русского Севера издавна занимает довольно своеобразное, и при этом несколько неопределенное, место. Южная граница обширного региона, как известно, остается условной, и поэтому территориальный охват материала потенциально дискуссионный. Правда, существуют иконы, северорусское происхождение которых не вызывает сомнений. Это своего рода «классика», которую можно принять как основу для дальнейших наблюдений над фольклорной адаптацией византийского образца, большей ...

Читать дальше »

Островные монастыри в культурном ландшафте Русского Севера

Островные монастыри занимают в культурном ландшафте и духовно-религиозной жизни Русского Севера особое место. И дело не только в том, что некоторые из них приобрели общерусскую известность, стали выдающимися по красоте архитектурными ансамблями, местом притяжения многочисленных паломников и в течение ряда веков были отмечены постоянным вниманием властей. Особую притягательность этим монастырям, несомненно, придавало их островное положение. Именно оно соединило в них ...

Читать дальше »

Устройство православного храма

Далеко не каждому известно, как устроен православный храм. А ведь каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Купол — это как пламя горящей свечи, недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить ...

Читать дальше »

Иван Ильин: Что дало России Православное Христианство

Национальная духовная культура творится из поколения в поколение не сознательной мыслью и не произволом, а целостным, длительным и вдохновенным напряжением всего человеческого существа; и прежде всего, инстинктом и бессознательными, ночными силами души. Эти таинственные силы души способны к духовному творчеству только тогда, если они озарены, облагорожены, оформлены и воспитаны религиозной верою. История не знает культурно-творческого и духовно-великого народа, пребывавшего в ...

Читать дальше »

Православная Русь и Всемирный Совет Православия

История Руси в свете Православия В 988 году Промыслом Божьим, как раз в то время, когда Первый Рим, а вместе с ним и Западная Европа начинали отступать от Церкви, народ Руси удостоился Святого Крещения. Последующие пять столетий Русь еще не обрела возможности многое предпринимать на благо остальных православных народов земли. Первые века после Крещения она была еще слишком небольшой и ...

Читать дальше »

Символ Веры

Символ веры — это молитва, в которой изложены в кратких и точных словах основные истины православной веры.      Вера дает человеку духовное зрение, помогающее человеку видеть и понимать суть того, что происходит вокруг: как и для чего все сотворено, какова цель жизни, что правильно, а что нет, к чему надо стремиться. Историческая Справка Издревле, с апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами ...

Читать дальше »

Что такое Православие?

Святой Анастасий Синаит, один из ранних отцов Церкви, сказал: «Православие – это истинное представление о Боге и творении». То есть Православие – это правая вера, это – сама истина. Христос сказал: «Я есть путь, истина и жизнь». Мы можем найти и познать истину только во Христе, следовательно, мы можем быть спасены только во Христе. Согласно вышесказанному, Православие – Истина – ...

Читать дальше »

Архимандрит Рафаил (Карелин): «Православие и модернизм»

Что такое модернизм? Может ли Православие совмещаться с модернизмом? «Модернизм» означает «обновление». Модернизм, как постоянная (перманентная) ревизия духовных ценностей Церкви, основан на ложных психологических и экклезиологических установках. Само слово «модерн» или «обновление» уже подразумевает определенную концепцию, а именно, что Церковь это развивающийся и эволюционирующий организм, в котором должно отмирать старое и отжившее, и на смену ему приходить новое и жизнеспособное. ...

Читать дальше »

Особенности совершения всенощного бдения в монастырях святой Горы Афон

Святая Гора Афон занимает исключительное место в Православном мире. Афон, избранный Самой Пресвятой Богородицей в удел, место особого попечения Божией Матери, уже с IX века становится крупнейшим духовным центром Византийской империи. С этого времени и до сего дня, несмотря на многочисленные нашествия иноверцев и варваров, Афон продолжает быть единственным в мире местом, где сосуществуют, сохраняя и развивая свои традиции (в ...

Читать дальше »

Животворная смерть: святые мощи

Издревле христиане хранят и почитают св. мощи — тела, останки умерших святых, прославленных Церковью. Чудотворение от мощей, иногда — их нетление, есть одно из свидетельств в пользу святости того или иного подвижника, в пользу возможности его канонизации и почитания Церковью в качестве святого: по смерти сподобившегося райского блаженства и сделавшегося активным, действенным ходатаем, заступником за христиан перед Богом. Церковь устанавливает ...

Читать дальше »

Загадка Едема

Одно из самых таинственных событий, описываемых в христианской Книге Книг — Библии — грехопадение человека. Этот сюжет во все времена ставил перед читателями многочисленные вопросы. И вот один из них: что это за загадочное «древо познания добра и зла», после вкушения плода которого человек утратил свой первый дом — Эдем, или Рай, потерял прежнее благодатное «соседство» с Богом, «запросто» ходившим ...

Читать дальше »

Небо и земля: ангел и человек в Священном Писании

Библейский текст говорит об ангелах немного. Лишь изредка на страницах Ветхого и Нового Завета встречается краткий рассказ о соприкосновении друг с другом мира ангелов и мира людей. Только иногда происходит легкое и мимолетное взаимопроникновение двух реальностей, а затем – вновь их разделение, обособление. Но именно благодаря такому касанию мы и улавливаем тот подлинный, истинный порядок, то единство строя вселенной, что ...

Читать дальше »

Тайна тайн: Пресвятая Троица

У многих стран, культур, цивилизаций порой бывает свой особый, явленный нам, единичный и уникальный образ — как бы свой неповторимый, ни на что не похожий «лик», вдруг открывающий своему зрителю их глубинный духовный смысл, внутреннюю подоплеку, сущностный первообраз. Это могут быть и шедевры архитектуры, и произведения живописи, и творения литературного гения, композиторского искусства. Имя «Италия» приводит нам на память слегка ...

Читать дальше »

Условия допустимости веры в смысл жизни

Нередко приходится слышать речи о смысле жизни, о том, в чем должен он состоять и как мы должны расположить свою жизнь, чтобы она не была бессмысленной. Среди молодежи это одна из самых излюбленных тем. Но, говоря о смысле жизни, в большинстве случаев упускают из виду спросить себя: при каких условиях позволительно допускать смысл жизни, употребляя слово «смысл» не в произвольном ...

Читать дальше »

Христианское отношение к собственности

 «Добро не в бедности и не в богатстве, но в нашем намерении» Святитель Иоанн Златоуст Сегодня, когда в нашем российском обществе вновь обрел свою силу голос Православной Церкви, ее суждения по самым различным вопросам заставляют прислушиваться к ней многих. И один из подобных вопросов, которым задаются составляющие немаловажную часть этого общества современные русские предприниматели (среди них немало и православных людей, ...

Читать дальше »

Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения

На первых страницах Библии рассказывается замечательное событие, о значении которого у нас обыкновенно говорят одни только богословы, хотя оно представляет собою не менее глубокий и философский интерес. Там именно рассказывается, что под влиянием чуждой нашему миру злобно-разумной силы человек перестал удовлетворяться наличной действительностью и захотел сделаться богом. Следовательно, он создал относительно себя необыкновенную иллюзию и, на основании этой иллюзии, отверг ...

Читать дальше »

Профессор А.И. Осипов: «Бог есть Любовь» (лекция)

Профессор А.И. Осипов

Подводя итог рассмотрению первого вопроса, который входит в нашу довольно длительную, марафонскую систему проблем, можно сказать, если мы обратимся к тем аналогам нехристианской религии, которые были до нее, т.е. предшествовали ей, которые возникли в результате от части христианских идей, конечно, соединяя их с другими идеями и фактами, то мы видим те модели понимания Бога, как Троицы, оказывается носит на себе ...

Читать дальше »

Профессор А.И. Осипов: «Истинность Православия» (лекция)

Профессор А.И. Осипов

Я сегодня все-таки думаю открыть вам одну тайну.  Я не хотел этого делать сразу, постольку вы в состоянии эйфории можете ее выдать кому не следует. Но сегодня я вам о ней расскажу. Вы думаете почему мы говорим сейчас с вами по вопросу о Боге, кто такой Бог, какие существуют точки зрения и как понимать Его. Вы знаете? Мы с вами ...

Читать дальше »

Профессор А.И. Осипов: «Сущность христианства» (лекция)

Профессор А.И. Осипов

У меня был неудачный я бы сказал опыт, что я решил быть логичным, представьте, что это было очень большое достоинство, и начал читать курс с происхождения христианства. Тема эта оказалась настолько большой, но правда интересной. Там много интересных есть вещей, что я значит говорил, потом смотрю, а полгода окончились. Но на самом деле не полгода, а больше. Первое полугодие оно ...

Читать дальше »

Профессор А.И. Осипов «Искажения христианства» (лекция)

Профессор А.И. Осипов

Прежде чем продолжать, я напомню, о чем мы с Вами говорили в прошлый раз, чтобы продолжение было естественным. Итак, я провожу итог теме: «Сущность христианства». В отличие от всех других религий, христианство утверждает нечто такое, чего не было в истории религиозного создания и в истории религиозной жизни всего мира до этого момента. Христианство утверждает следующее: что никакая святая жизнь человека, ...

Читать дальше »

Куда девать кочерыжку или кое-что об обрядах

«Много людей празднуют праздники и знают их названия, но не знают причин, почему они установлены» (св. Иоанн Златоуст) Когда подростком я только начал ходить в храм, меня в первую очередь поразило ощущение неотмирности Церкви. Богослужение, храмовый интерьер — все это для меня было «небом на земле». Передо мной открылся удивительный, неведомый мне доселе мир. Я не понимал тогда, о чем ...

Читать дальше »

Преподобный Максим Грек

В 1518 году по запросу великого князя Московского Василия III, в Москву в качестве переводчика приезжает ученый афонский монах Максим, будущий Максим Грек, в прошлом Михаил Триволис. Здесь он поселяется в Чудовом монастыре в Кремле и занимается переводами Толкового Апостола и Толковой Псалтири. Он еще не знает, что это навсегда. Что в Россию того времени проще приехать, чем уехать из ...

Читать дальше »

Рукописи Мёртвого моря

Пожалуй, в мире немного мест, которые так же зловещи и неприютны, как Мертвое море, само название которого говорит о многом. История же о древних городах Содоме и Гоморре, находившихся когда-то в этих местах, также придает этой местности в глазах путешественников весьма мрачный вид. «проклятое место», — говорят о Мертвом море местные жители. Возле берега не слышно птичьего щебетания, да и в ...

Читать дальше »

Макарий Великий Египетский

Отшельники Макарий Египетский, Онуфрий Великий и Петр Афонский. Двусторонняя икона-таблетка. Новгород  Конец XV — начало XVI вв.

Преподобный Макарий Египетский родился в селении Птинапор, в Нижнем Египте. По желанию родителей он вступил в брак, но скоро овдовел. После смерти жены и родителей Макарий Макарий раздал бедным все свое имущество и удалился к одному старцу в пустыню. Старец принял юношу с любовью, наставил его в духовной науке бдения, поста и молитвы и научил рукоделию — плетению корзин. Построив ...

Читать дальше »

Монахи-пустынники смеются. Часть 3.

«Добрый приобретает благоволение…» (Притч 12, 2) Один старец говорил так: «Если вы будете давать больным и братьям все, что они попросят, у вас будут хорошие больные и плохие братья». Не раз отцам-пустынникам приходилось иметь дело с кочевыми племенами. Один из вождей такого племени пришел как-то к авве Исаии и заявил, что он желает стать христианином. — Ты наполняешь радостью мое ...

Читать дальше »

Отцы-пустынники смеются. Часть 2.

«У мудрого глаза его — в голове его…» (Екк 2, 14) Один недобрый человек пришел как-то донимать старца своими глупыми вопросами: — Неужто и вправду ты, такой умный человек, считаешь возможным, чтобы Иона выжил, проведя три дня в чреве кита? — Не знаю, — отвечал старец, — но я его спрошу, когда увижусь с ним в раю. — А вдруг ...

Читать дальше »

Отцы-пустынники смеются. Часть 1.

He говорите мне о монахах, которые никогда не смеются. Это смешно… ЧАСТЬ I  «Все пути человека чисты в его глазах…» (Притч 16, 2) Некий мудрец века сего пришел к старцу. Увидев, что у того нет ничего, кроме Библии, он подарил ему свой собственный библейский комментарий. Через год он снова пришел к старцу и спросил: — Отче, помогла ли тебе моя ...

Читать дальше »

Святой преподобный Антоний Великий

Всякий, кто имеет представление о христианстве, знает и о его разнообразии. Приходя в храм, мы видим в основном женщин  весьма зрелого возраста в непременных платках, немногих очень скромно одетых мужчин, и священников, служащих, поющих или деловито что-то кому-то объясняющих. И людей,  сосредоточенных на своём глубинном,  ведущих некий внутренний диалог не то с самими собой, не то непонятно с кем, молящихся… ...

Читать дальше »

Чудеса Блаженной Ксении Петербургской

Всякий святой свят по-своему. Каждому Господь дает свою меру и свой тип святости, который для него полезнее, вернее, в котором тот полезнее. Есть святые посланники Божии – апостолы, есть церковные начальники – святители, есть преподобные, то есть те, кто своим подвигом в той или иной степени по нашему мнению стяжали подобие Господу, есть пророки – посланники Воли Его. Есть святые, ...

Читать дальше »

Святитель Григорий Нисский

Григорий, епископ города Ниссы (ныне небольшое селение в Малой Азии) был человеком скупым на автобиографические признания, и потому крайне трудно представить его жизненный облик. Однако его труды говорят нам, что он был одним из самых оригинальных мыслителей в истории Церкви. Никто из отцов золотого века святоотеческой письменности не сумел так убедительно применить философию к объяснению тайн христианского Откровения, как это ...

Читать дальше »

Неизвестная история главы Крестителя Господня Иоанна

Священное Предание рассказывает нам о том, что после усекновения главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала около своего дворца. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном ...

Читать дальше »

Иеромонах Серафим (Роуз) «Совет современникам»

Иеромонах Серафим (Роуз)

Дорогой брат во Христе, рад вас приветствовать о Господе, и спасибо вам за ваше письмо. Я понимаю, насколько это серьезные вопросы, и постараюсь ответить вам с той же серьезностью. В первую очередь я должен сказать вам вот что: судя по всему, в наши дни нет настоящих богоносных старцев — таких, например, как были некогда Оптинские старцы, руководившие людьми по благодати ...

Читать дальше »

Иеромонах Серафим (Роуз) «Будущее России и конец мира»

Иеромонах Серафим (Роуз)

Публикуем лекцию иеромонаха Серафима (Роуза), произнесенную на Съезде православной молодежи в городе Сан-Франциско в августе 1981 года. Каждый православный христианин находится между двумя мирами: этим миром падшим, в котором мы должны достигнуть нашего спасения, и другим миром, небесами, родиной нашей, к которой мы стремимся и которая, если мы ведем истинно христианский образ жизни, вдохновляет нас идти путем христианской добродетели и ...

Читать дальше »

Крещение Богоявление Господне

Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть ...

Читать дальше »

Святая мученица Татиана, моли Бога о нас!

Она стала христианкой тогда, когда по одному лишь подозрению в этом «государственном преступлении» человека подвергали пыткам, а в случае признания — смерти. Отречься от Христа, поклониться бездушным изваяниям римских божков требовали язычники от христиан, но христиане предпочитали смерть, удивляя мучителей своей твердостью и поражая чудесами, совершаемыми именем Христовым. В чем только не обвиняли тогда христиан: и в безбожии, потому что ...

Читать дальше »

Советы Афонского старца Иосифа Ватопедского

1. Что такое крещение и для чего мы крестимся? Крещение – доказательство исповедания веры христиан, подлинных послушников Бога, настоящих граждан Царства Небесного, членов Тела Христова и, соответственно, наследников жизни вечной. Божественное Крещение по православному (и только) вероучению есть возвращение в первоначальное наше устроение по образу и подобию Творца нашего и, следовательно, воссоздание нашей личности. Господь наш на этом именно настаивает, ...

Читать дальше »

Афонский старец: «На Россию мы смотрим с упованием»

О духовной традиции Святой горы Афон и о том, какую пользу она может принести возрождающейся России — наш разговор с афонским старцем, настоятелем одного из старейших святогорских монастырей, учеником старца Иосифа-младшего, архимандритом Ефремом Ватопедским. «ЗАВТРА». На Афоне никто не рождается, и люди сюда приходят из мира. Что это за тип человека такой — монах, откуда он возникает? архимандрит ЕФРЕМ. Здесь ...

Читать дальше »

Духовный смысл праздника Обрезание Господне

14 января Православная Церковь отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества Богомладенец Иисус был обрезан, при этом Ему было наречено имя, предреченное при Благовещении архангелом Гавриилом Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель). Смысл этого праздника таинственен для нас. Почему при посвящении младенца мужеского ...

Читать дальше »

Загадка Вифлеемской Звезды

«…Во дни царя Ирода пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться Ему.»  …Они, выслушав царя, пошли. И вот, звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.»  Евангелие от Матфея, гл.2 Этот рассказ о Вифлеемской ...

Читать дальше »

Дары волхвов

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на Востоке, и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же ...

Читать дальше »

Русское Рожество

Быть на стороне Рожества Христова в миг Рожества Христова: вот выбор, который делает, сделал или сделает русский народ — иначе его не только не будет, но его нет и не было никогда «Девая днесь Пресущественнаго раждает и земля вертеп неприкосновенному приносит. Ангели с пастыри славословят. Волсви же со звездою путьшествуют. Нас бо ради родися отроча младо — Превечный Бог». Такой ...

Читать дальше »

Священномученик Игнатий Богоносец

Священномученик Игнатий Богоносец или Игнатий Антиохийский был по происхождению сирийцем. Существует благочестивое предание, будто Игнатий был тем самым отроком, которого Господь Иисус Христос привел в пример Апостолам, запрещая им спорить о первенстве (Мф. 18:2-5). Однако, как свидетельствует нам Иоанн Златоуст, сам происходивший из Антиохии, предание Церкви Антиохийской состояло в том, что Игнатий не видел Господа во плоти. Кто именно из ...

Читать дальше »

История празднования Рождества Христова

Обычно все мы думаем, что праздник Рождества Христова появился в самые первые времена Христианства, в век еще апостольский. Но даже трудно себе представить, чтобы христиане когда-либо могли не праздновать дня рождения своего Спасителя, чтобы не «помнили» «и не святили» этого дня. Многие христиане не празднуют дня своего рождения своего, а празднуют именины, т. е. день своего крещения. Этим христианин показывает, ...

Читать дальше »