Архив сайта

Юрий Булычев «Кризисные явления Русского народа в ХХ веке»

«Природа кризисных явлений в духовной жизни русского народа в ХХ веке» Выявляя природу духовного кризиса русского народа, следует прежде всего учитывать глобальные, всемирные предпосылки упадка христианской веры, патриотического чувства, национального сознания, распространения материалистического мировосприятия, широкого использование преступных методов при разрешении политических и экономических проблем. Капиталистическое развитие сначала европейских, а затем и остальных стран, вынужденных идти по пути западной цивилизации, повсюду ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Русское сознание в условиях «перестройки»»

«Русское национальное сознание в условиях «перестройки» и распада советской системы» «Перестройка» радикально расширила и стимулировала возможности развития русского культурного самосознания, равно как и культурного самосознания всех народов СССР. Следует учитывать, что в годы тоталитарного режима, когда над всеми советскими гражданами, независимо от их веры и национальной принадлежности, господствовала официозная идеологическая диктатура, люди естественно подразделялись только на сторонников и противников режима, ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Православная Церковь в постсоветский период»

«Активизация общественной роли Русской Православной Церкви в постсоветский период» Принципиально новые обстоятельства жизни российского общества после краха советской системы активизировали Русскую Церковь, повлекли формирование православных братств, монархических и культурно-просветительных организаций. Пройдя через десятилетия тяжелейших гонений, Русское Православие вновь обнаружило свою духоносность, свою верность изначальной Традиции и способность к социальному служению в современных условиях. Со своей стороны русское общество проявило потребность ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Период Перестройки»

ссср перестройка

«Период «перестройки». Поляризация различных течений культурной жизни в процессе «перестройки», радикальное размежевание западнической и почвеннической интеллигенции» Так называемая «перестройка», развернувшаяся во второй половине 1980-х годов, создала принципиально новые обстоятельства культурной жизни российского общества. Во-первых, она фактически привела к свободе слова, печати, ликвидировала тоталитарный контроль не только в области литературы, искусства, но также в сферах общественной мысли и общественной деятельности. Во-вторых, ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Неофициальное искусство СССР»

Развитие неофициального искусства, его постмодернистские и авангардно-реалистические тенденции. Официальный культ классического искусства и строгого академизма в СССР, ужесточение идеологического контроля партии за сферой культурной жизни в 1970-х годах, при нарастании кризиса советской идеологии и усложнении культуротворческих потребностей интеллигенции, – все это повлекло за собой довольно интенсивное развитие неофициального искусства, зародившегося в прежние годы. Власти терпели выходки представителей художественного «андеграунда», если ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Полемика западников и почвенников»

Солженицын, Александр Исаевич

Дальнейшая поляризация западнических и почвеннических направлений в общественной жизни. Сборник   статей «Из-под глыб» и его историческое значение. Полемика между Сахаровым и Солженицыным показала, что идейные расхождения между интеллигенцией, ориентированной на западные ценности, и интеллигенцией, исповедующей принципы национально-культурной самобытности, сохраняются и углубляются в свободомыслящей среде, несмотря на общее противостояние всех «диссидентов» тоталитарному режиму. Свидетельством такого рода процесса было появление уже в ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Обострение отношений государства и интеллигенции в 1970-х – начале 80-х годов»

К середине 1960-х годов партийное руководство осознало, что либерализация культурной политики в период «оттепели» порождает социально-политические тенденции, опасные советской системе и единству «социалистического лагеря». Такого рода соображения плюс непредсказуемость Хрущева, непродуманность и порой авантюристичность его политических и экономических инициатив, а также признаки культа личности самого основоположника «оттепели», привели к заговору против него в высшем эшелоне партийного руководства и смещению Хрущева ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Духовный опыт лагерей и тюрем»

Солженицын, Александр Исаевич

«Духовный опыт лагеря и тюрьмы с точки зрения Солженицына и в судьбах русских мыслителей» Несколько иной, чем у Шаламова, взгляд на опыт лагерного существования можно найти у Солженицына. Последний признает, что лагерная судьба Шаламова была горше и дольше его собственного заключения, что именно автор «Колымских рассказов» коснулся дна озверения и одичания. Солженицын также считает лагерь школой озлобления человека, поощряющей в ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «“Колымские рассказы” Варлам Шаламова»

Шаламов, Варлам Тихонович

«Человек на краю бытия в “Колымских  рассказах” В.Т.Шаламова» Огромный, остро своеобразный вклад в постижение лагерной России внес уникальный русский писатель Варлам Тихонович Шаламов. Шаламов родился в Вологде в семье священника в 1907 г. Юношеским идеалом будущего писателя были народовольцы. Уже в молодые годы обнаружилась художественная восприимчивость Шаламова, который запоем читал множество книг (от Дюма до Канта) и страстно переживал прочитанное. ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Творчество Солженицына»

Солженицын, Александр Исаевич

«Творчество Солженицына, художественное исследование писателем советской лагерной системы». Творческая судьба Солженицыны является наиболее показательной с точки зрения той двусмысленности, которой отличалось положение всякого крупного представителя русской культуры в России 1960-х – начала 1970-х годов. Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 г. в Кисловодске, закончил физико-математическом факультет Ростовского университета и продолжал образование в Московском институте филологии и литературы. После начала ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Национальное самосознание в СССР»

Валентин Распутин

Развитие национального самосознания, возобновление полемики западников и почвенников. С середины 1960-х годов оживились национальные чувства и интерес к традиционным ценностям в среде русской интеллигенции. Свидетельством роста русского национального самосознания в этот период явилось так называемое «деревенское» направление в литературе, представленное Василием Беловым, Василием Шукшиным, Валентином Распутиным, Владимиром Солоухиным, Виктором Астафьевым и другими писателями, обратившимися к поиску народно-национальных, главным образом деревенских ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Правление Никиты Хрущева»

Никита Сергеевич Хрущёв

«Относительность хрущевской либерализации, дальнейшее подавление религиозной жизни и интеллектуальной свободы, новые явления в культурной жизни советского общества». С 1947 года на уровне высшего партийного руководства вновь обозначилось стремление начать борьбу против Православия. Во второй половине 1948 г. произошел перелом в отношениях советского государства с Церковью. Под давлением властей Синод был вынужден запретить крестные ходы, богослужения под открытым небом, духовные концерты ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Годы СССР после второй мировой войны»

«Материальная мощь СССР после второй мировой войны и духовная ущербность советской идеологии». Из второй мировой войны Советский Союз вышел сверхдержавой, распространившей сферу своего влияние на страны Восточной Европы, Китай, Юго-Восточную Азию и начавшей активное воздействие на политическое развитие Африки и Латинской Америки. Патриотический подъем русского народа в итоге победы над Германией и Японией позволил руководству страны осуществить быстрое восстановление народного ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Национально-патриотический подъем»

Национально-патриотический подъем в отечественной культуре, возрождение русского самосознания. Уясняя духовный характер Великой Отечественной войны, нужно подчеркнуть, что, несмотря на колебания отдельных русских людей и на сотрудничество с немцами малой части народа, в целом русский народ и другие народы России не раскололись, не воспользовались военным временем для различного рода политических и национальных междоусобиц, но соборно поднялись на борьбу с Германией. Даже ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Возвышение роли Русской Церкви в жизни воюющего общества»

Псковская духовная миссия (1941-1944)

Внезапное, не ожидавшееся Сталиным и высшим руководством страны, нападение Германии на Советский Союз вызвало растерянность на вершине партийно-государственной власти. Не уяснив себе ситуации, Сталин не хотел выступать перед народом, предоставив сделать это в день начала войны В.М.Молотову. Но когда к 26 июня советский вождь понял, что приграничные сражения проиграны и за пять дней немецкие войска вклинились в глубь страны на ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Духовный смысл Великой Отечественной войны»

Великая Отечественная Война

Приступая к рассмотрению войны Советского Союза с нацистской Германией, как события духовной истории России, необходимо сказать, что всякое военное противоборство в своей метафизической глубине есть не столько проявление стихий политики, идеологии, экономики, общественной психологии, сколько столкновение культурно-исторических принципов, вероисповедных и национальных призваний. Это существенным образом отличает воюющих солдат от убийц и делает их орудиями истории. Война — борьба не лиц ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Религиозно-философские идеи М.М.Бахтина»

Бахтин Михаил Михайлович (5 (17) ноября 1895 г., Орёл — 7 марта 1975 г., Москва) — русский философ, культуролог, теоретик европейской культуры и искусства. Одним из примеров трудной судьбы в Советской России всякого одаренного мыслителя, сохраняющего связь с традиционными христианскими и национальными культурными ценностями, может служить жизнь М.М.Бахтина. Михаил Михайлович Бахтин родился в г. Орле, окончил филологический факультет Петроградского университета, ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Анализ мифологических оснований советского сознания А.Ф.Лосевым»

Лосев Алексей Федорович

Лосев Алексей Федорович (10 (22) сентября 1893 года, Новочеркасск — 24 мая 1988 года, Москва) — русский философ и филолог, видный деятель советской культуры. Нечто подобное тому, что А.Платонов совершил в области художественного творчества, в сфере философско-публицистического сознания к началу 1930-х годов сделал А.Ф.Лосев. Алексей Федорович Лосев (1893-1988) является выдающимся русским мыслителем и ученым, «последним из могикан» отечественной религиозной философии ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Антиутопическое значение творчества Андрея Платонова»

Андрей Платонов

Платонов Андрей Платонович (1899/1951), настоящая фамилия — Климентов. Рассматривая культурное развитие Советской России в 1930-х годах, следует не забывать, что обращение партийного руководства к идеям социалистического патриотизма, к традиционному наследию в литературе и искусстве отнюдь не служило подлинному возрождению русского культурного самосознания. Используя национал-большевистские элементы в идеологии, партия укрепляла свою власть, чтобы осуществлять дальнейшее подчинение всей жизни страны тоталитарной коммунистической ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Доктрины СССР»

Доктрины советского патриотизма и социалистического реализма в культурной политики партии. В результате перехода от идеологии «мировой революции» к идеологии построения социализма в одной стране существенным образом изменилась культурная политика партии. Партия выдвинула доктрину советского патриотизма и под защиту классические, реалистические течения в литературе и искусстве, стремясь придать им социалистическую идейную направленность. Вместе с тем резко ограничилось многообразие литературно-эстетических направлений и ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Время СССР. Ленин и Сталин»

«Элементы цивилизационной преемственности с дореволюционной Россией в устоях советского общественно-государственного строя» Разрушив общественно-государственные формы старой России, коммунисты для создания новой государственности должны были опереться на русские народные силы и традиционные предпосылки. Приведя в действие все идеологические и политические мощности своей диктатуры, новые государственники крепко спаяли социально усредненное, упрощенное русское ядро советского государства, дали ему новое вероисповедание, вдохновили всемирно-революционной миссией и ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Личность И.В. Сталина»

Необходимость и существо консервативных сдвигов в Советской России. Вполне очевидно, что большевистский режим практически не мог бы выстоять в России, если бы он опирался только на идеологию «мировой революции», не найдя конкретной связи с воззрениями массы русских людей, с реальными потребностями страны и ее культурными традициями. Ранее мы уже отмечали, что крайне левые направления в пореволюционной российской культуре вызывали критическое ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Православно-патриотическое течение общественной мысли»

Лев Александрович Тихомиров

Культурно-консервативный поворот части левой интеллигенции после первой русской революции, сборник статей «Вехи» Разразившаяся в 1905 году первая революция стала кровопролитным опытом настоящей гражданской войны между революционерами и властями, между верноподданными и враждебными исторической России группами населения. Возглавившая революцию радикальная интеллигенция устремилась грубым насилием разрешить сложные исторические противоречия русской общественной жизни, возвысив прямолинейно понятую политику над духовностью и культурой. Историческая опасность ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Реализм в театральном искусстве и живописи начала века»

Антон Павлович Чехов

Оплотом реалистического искусства в конце XIX — начале ХХ века стал Московский художественный театр, созданный в 1898 г. К.С.Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Театр был привержен демократическому направлению, и потому обратился к произведениям Чехова, Горького, Ибсена. В спектаклях “Чайка”, “Дядя Ваня “, Три сестры”, Вишневый сад“ зрители познакомились с чеховской драматургией, а постановка пьесы Горького “На дне” была проникнута антибуржуазным пафосом. ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Творчество А. Куприна, А. Чехова, М. Горького, И. Бунина»

Александр Иванович Куприн

Классические культурные традиции в поэзии и прозе, «дух времени» Своеобразная духовная обстановка начала века способствовала появлению новой тематики и дальнейшему развитию выразительных форм художественной словесности в русле традиции русской классической культуры. Прочной связью с этой традицией и в то же время глубокой творческой новизной характеризовалась поэзия Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966). Выступив на литературном поприще в годы расцвета символизма и авангардистских ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Русский путь «восстановления святынь» по П.И.Новгородцеву»

Евразийские идеи вызвали бурную критику со стороны левых и правых кругов эмиграции, равно настроенных отрицательно к большевистской России. Причем если П.Н. Милюков обличал евразийцев за религиозный подход, “черно-красный” национализм, отвращение от Запада, то И.А.Ильин за признание относительной исторической правды большевиков и за ослабление традиционно-русского православного-национального принципа весьма умышленным “евразийским национализмом”. Но если опустить такого рода частности, для нас в этой ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Культурно-историческое своеобразие России в учении евразийцев»

Еще более систематичное воззрение на духовную и социальную самобытность России было построено мыслителями евразийского направления. Напомним, что движение евразийцев впервые заявило о себе в 1921 г. в Софии программным сборником статей «Исход к Востоку». Главой и душой движения стал князь Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938) — всемирно известный лингвист, оригинальный этнолог и философ культуры, сын известного философа Сергея Николаевича Трубецкого. К ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Россия, интеллигенция и большевизм в воззрениях сменовеховцев»

Вопрос об отношении советского строя к традиционным началам русской цивилизации и о возможностях исторического перерождения большевистской государственности под влиянием национально-культурной почвы занял важное место в философской и общественной мысли эмиграции. Весьма своеобразный проект культурного и, соответственно, политического преображения большевистской России силами вразумленной революцией интеллигенции, выдвинули мыслители — сменовеховцы, возглавленные Н.В.Устряловым. Николай Васильевич Устрялов (1890-1937) был молодым профессором-правоведом, незадолго до революции ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Возрождение православно-национального духа в творчестве мыслителей Зарубежной России»

Разумеется, в леволиберальных, узко-политизированных и идейно поверхностных кругах эмиграции идеи религиозно-национального возрождения не находили места. К примеру, П.Н.Милюков оставался вполне чужд какого-либо раскаяния за свое содействие разгулу революционной стихии. Он был верен крайнему позитивизму и западничеству, продолжая и в эмигрантской среде свою борьбу с идеями российской культурно-исторической самобытности. Либеральные демократы склонны были скорее обвинять русский народ в неудаче февральского революционного ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Миссия русской эмиграции»

Царский вестник. Газета русского зарубежья

«Миссия русской эмиграции в оценке отечественных религиозных мыслителей» Все духовно чуткие и религиозно ответственные мыслители Зарубежной России с большой глубиной сознавали свою особую духовно-интеллектуальную миссию, в качестве представителей гонимой и подавляемой на родине православно-национальной традиции. В самом насильственном отобрании у миллионов русских людей благ прежней жизни на родной земле они видели, как говорил Н. А. Бердяев в редакционной статье “Духовные ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Религиозная мысль Русского Зарубежья»

Иван Александрович Ильин

Большую роль в развитии и углублении русской религиозной мысли за рубежом сыграл Православный богословский институт в Париже. Материальной базой для названного института стала усадьба в парижском предместье, купленная митр. Евлогием в июле 1924 г. на деньги, собранные всей эмиграцией. В усадьбе было основано Сергиево подворье, представлявшее собой церковь и четыре домика. Митр. Евлогию поступило 90 заявлений от желающих получить образование ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Особенности существования русской культуры за рубежом»

Русское Зарубежье. Писатели и поэты в изгнании

Вполне понятно, что в Зарубежной России продолжились все те течения культурной жизни, которые получили развитие на родине в эпоху «серебряного века». В области искусства определяющая струя восходила к эстетическому направлению, теоретически выраженному группой «Мир искусства», издававшей журнал с таким же названием в Петербурге-Петрограде с 1899 по 1922 год. Основное ядро этой группы составляли живописцы и графики далекие от религиозных и ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Русское Зарубежье. Культурно-историческое значение»

Царский вестник. Газета русского зарубежья

Возрастание мировой роли России после революции. Феномен Русского Зарубежья Великая русская революция, оказав сильное, сложное, остро противоречивое воздействие на внутреннее развитие нашей страны, столь же мощно и неоднозначно повлияла на ее международную роль. Прежде всего, следует признать, что после 1917 года резко возросло общее мировое значение России, вышедшей из сферы политико-экономического притяжения западной цивилизации и превращенной в новый планетарный центр ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Православное сознание народа в условиях атеистического государства, отношения Церкви и советской власти в конце 1920-х — в 1930-х гг.»

Удивительным фактом пореволюционной жизни русского общества является то, что утверждение в стране богоборческой власти не только не разрушает Русскую Церковь и православную веру, а способствует укреплению и возрождению ее в широких слоях народа и в середе лучшей части интеллигенции. Исторические потрясения и испытания приводят к отпадению омертвевших членов церковного организма, но укрепляют Православие во всем живом, искреннем и думающем в ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Обновленческое движение, его лидеры, программа и причины неудачи»

Александр Введенский — один из главных идеологов и лидеров обновленчества

Обновленческий раскол возник в 1922 году как следствие кризисных явлений в русском православном сознании и в церковной жизни, усугубленных смутой революции. Духовными предпосылками обновленческого движения были отрыв части церковнослужителей и близкой к Церкви интеллигенции от сокровенного существа православной традиции, подмена подлинного, духовно-органичного церковного миросозерцания умышленными идеями «нового религиозного сознания» и «церкви третьего завета», восходящими к наследию Вл.Соловьева и его последователей ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Гонения на Православие после большевистского переворота, сопротивление руководства Церкви и церковного народа богоборческой власти»

Большевистский переворот радикально изменил ситуацию в стране. Агрессивный, идеологически обоснованный и последовательный атеизм большевистского государства поставил Русскую Церковь перед ранее невиданным врагом внутри самой России. Врагом, который поднял на борьбу с Православием все антиправославные стихии, накопившиеся в российской жизни. Врагом, который, стал претендовать на полное овладение верою, умом и душой человеческими и на создание совершенно нового, полностью обезбоженного «партийного», «советского» ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Отношение Церкви к революционным событиям, Поместный Собор 1917-1918 гг., личность Патриарха Тихона»

Св. Патриарх Тихон

Кризис церковной жизни, ясно обнаружившийся к началу ХХ века, вызывал тревогу со стороны многих священнослужителей и представителей православной интеллигенции. Значительная часть православного духовенства и церковной общественности стремилась исправить исторические нестроения через возврат канонических норм бытия Церкви и патриаршества, через утверждение соборности церковного управления и большей духовно-нравственной свободы церковной жизни. Необходимость подготовки созыва церковного Собора, призванного способствовать духовному оживлению русского Православия, ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Культурная жизнь в Советской России 1920-х годов. Возникновение противоречий между интересами партии и авангардизмом в культуре»

В 1920-е годы культурная жизни в Советской России была крайне хаотичной и неустойчивой. До 1922 г. наблюдалось значительное оживление в среде религиозных философов. По инициативе Н.А.Бердяева, в 1918 г. в Москве возникла Вольная академия духовной культуры с философско-гуманитарным факультетом, на котором работали такие известные люди, как С.Л.Франк, Вяч. Иванов, Андрей Белый, Ф.А.Степун. Ожило Психологическое общество при Московском университете, действовавшее под ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Разрушение устоев старой России и основные направления культурной революции большевиков»

Октябрьский государственный переворот 1917 года положил начало всестороннему разрушению российского общества и его культурных укладов. Коммунистические правители взяли курс на безжалостное уничтожение как остатков русской православно-национальной патриархальности, так и начатков культуры гражданского общества, стремясь превратить страну в пустое место для организации новой, всецело искусственной пролетарской государственности и пролетарской культуры. Думается, именно ради ниспровержения всех основополагающих символов традиционного порядка коммунисты уничтожили ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Революция в сознании русской интеллигенции. Сборник статей «Из глубины»»

Катастрофическое крушение традиционной России в итоге февральского и октябрьского переворотов, осуществленных под руководством интеллигенции, ввергнувшей страну в хаос кровопролитной гражданской войны, не могло не повлечь острой самокритики в сфере русского культурного самознания. Начало ей положили хлесткие суждения В. В. Розанова, опубликованные в течение ноября 1917 — октября 1918 г. в форме десяти выпусков под названием “Апокалипсис нашего времени”. Судя по ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Культурно-историческая парадоксальность Октябрьской революции»

Февральская революция, приведшая к низложению царствующей династии и провозглашению России республикой, была предназначена, по замыслу ее творцов, упразднить двусмысленность петербургской системы и окончательно утвердить в стране принципы западной буржуазной цивилизации. Равняясь на западные демократии, вместе с которыми Российская империя вступила в войну против германской и австрийской монархий, Временное правительство стало радикальным продолжателем европеизаторской политики Петербурга. Февральский переворот, следовательно, сам по ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Мировая война и крах традиционной России»

Начало мировой войны вызвало патриотический подъем в русском обществе. Даже либеральная интеллигенция приветствовала оборонительные действия России в ответ на германскую агрессию, поскольку Россия вступила в войну в союзе с “передовыми” Англией и Францией против “реакционных” Германии и Австрии. В ранее подверженном унынию общественном сознании появилась общенациональная цель. По словам В.В.Розанова, русское общество ощутило прилив молодости, реальность общего дела, готовность к ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Общее состояние России перед первой мировой войной»

Если судить о предвоенном положении Российской империи с внешней стороны, то мы должны будем признать, что на двадцатом году царствования Николая Второго страна достигла невиданного в ней ранее процветания. За двадцать лет население империи увеличилось на 50 млн. человек или на 40 %, причем естественный прирост превышал 3 млн. в год. Наряду с естественным приростом, говорящем о растущей жизненной силе ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Противоречивое состояние русской церковной жизни в начале ХХ века»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

В начале ХХ века Россия оставалась крупнейшей православной державой. В отличие от смутного и беспочвенного умонастроения значительной части интеллигенции, миросозерцание огромной части простого народа оставалось проникнутым православной верою. Более того, в России рассматриваемого времени мы видим многие признаки дальнейшего развития православного духа, активного обращения к Православию глубокомыслящей части образованного общества. Это делало царствование Николая Второго весьма значительной эпохой в религиозной ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Религиозно-философский подъем начала ХХ века, движение к “новому религиозному сознанию”»

Лев Толстой 1909 г.

Пробуждение религиозных потребностей и стремительное развитие религиозно-философской мысли в русском образованном обществе является важнейшей особенностью отечественной духовной культуры конца XIX — начала ХХ века. Большую роль в этом процессе сыграл богоискательский опыт Л.Н.Толстого (1828-1910). Напомним, что Толстой в конце 1870-х годов пережил глубокий духовный кризис, из которого вышел с жаждой религиозной веры. Писатель обратился к вероисповеданию простых русских людей, но ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Авангардистские течения в русской культуре»

Казимир Малевич. Чёрный квадрат.

Часть творческой интеллигенции, в равной мере неудовлетворенная ценностными ориентациями и художественными возможностями русского реализма и романтизма XIX в., а также религиозно-мистическими, сравнительно духовно-консервативными установками символистов, предприняла попытку найти еще более радикально новые формы индивидуального творческого самовыражения за пределами всех сложившихся направлений. Эти преимущественно формалистические искания определили многообразие авангардистских явлений в русской культуре первых десятилетиях ХХ века, типологически подобных западноевропейскому авангарду, ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Элементы нового культуротворческого сознания в поэзии русских символистов»

Уже в самой напористой самонадеянности всех идеологов и видных представителей символизма сказывалась характерная черта деятелей именно “серебряного века”, далеко не свойственная типичным представителям русской культуры XIX столетия, более трезво, скромно и реалистично смотревших на мир и предназначение творческого человека. Поэтому в романтической лирике ХIХ в. мы встречаем не символизм, а символику образов, действующих в пределах реальности видимого мира, созерцаемого поэтом. ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Понятие «серебряный век» русской культуры, символизм и его мировоззренческие ориентации»

Метафорическое понятие “серебряный век“ русской культуры относится к периоду 1900 – 1917 гг. и призвано подчеркнуть огромное культуротворческое значение этого периода, при всей его кратковременности сопоставимого по достигнутым результатам с XIX столетием как “золотым веком” русской культуры. В 1917 г. “серебряный век” был поглощен раскаленной лавой идущего ему на смену “железного века”, революции и большевизма, однако, несмотря на малые исторические ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Воцарение и личность императора Николая II, культурно-исторические противоречия России в конце XIX века»

После безвременной кончины Александра III 20 октября 1894 г., на Всероссийский престол вступил старший сын почившего государя Николай Второй Александрович. Николай II родился в Царском Селе 6 мая 1868 г. в день святого Иова Многострадального. Будучи наследником престола, Николай получил тщательное воспитание и серьезное образование. Свободное владение иностранными языками, осведомленность в широком круге наук, прекрасная теоретическая и практическая подготовка в ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Развитие русской консервативной мысли и сознания культурно-исторической самобытности России во второй половине XIX в.»

Во второй половине XIX в. среди наиболее глубоко мыслящих представителей русской интеллигенции наблюдался поворот к традиционным православно-национальным ценностям и, соответственно, усиление культурного консерватизма. Одним из самых оригинальных консервативных мыслителей рассматриваемого периода является К.Н.Леонтьев. Этот гениальный человек родился в 1831 году в с. Кудиново Калужской губернии в семье помещика. На воспитание Леонтьева огромное влияние оказала мать — Феодосия Петровна, умная, строгая, ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Русская религиозная философия второй половины XIX в.»

Вторая половина XIX века дала, наряду с крупными представителями русской литературы и искусства, плеяду религиозных философов, подчас стоявших вне суетливого интеллигентного общества и занимавшихся осмыслением не злободневных социальных вопросов, а вечных проблем человеческого бытия. Основными центрами развития философского творчества в России являлись Духовные академии, откуда светская высшая школа черпала кадры преподавателей философии. Во второй половине XIX в. действовали Духовные академии ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Классическая музыка, живопись, театр второй половины XIX в.»

Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова», 1887 год

После Глинки развитие русской классической музыки продолжил Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869). В течение двадцати двух лет он находился с Глинкой в дружеских отношениях. Обладая большими природными способностями, Даргомыжский явился новатором в оперно-классической музыке, своеобразно продолжая главные принципы музыки Глинки. Он был неподражаем в области музыкального юмора. В 1840 г. Даргомыжский начал писать кантату на текст Пушкина «Торжество Вакха». Кантата была ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Антинигилистическое направление в русской литературе второй половины XIX в.»

Русская литература второй половины XIX в. чутко реагировала на болезненные процессы в российском обществе, связанные с нарастанием в стране противоборства революционных и консервативных сил. Литература предвосхищала культурно и социально отрицательные следствия распространения в общественном сознании леворадикального атеизма, материализма, прагматизма, проистекающих из отрицания Божественного Абсолюта и приводящих человека и общество к нигилизму относительно высших религиозно-нравственных и национально-культурных ценностей. В рассматриваемый период ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Русская классическая литература во второй половине XIX в.»

Во второй половине XIX в. русская классическая литература достигла новых высот в своем развитии. На первое место среди отечественных писателей этого времени по русскому национальному и мировому значению следует поставить Ф.М.Достоевского (1821-1881). Федор Михайлович Достоевский родился в семье врача Мариинской больницы Михаила Андреевича Достоевского – человека весьма строгого, угрюмого, скупого, подозрительного и вспыльчивого. Мать – Мария Федоровна – была женщиной ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Русская православная духовность в XIX столетии»

В рассматриваемый период осуществляли свой духовный подвиг и продолжали совершенствовать богословское знание выдающиеся представители русской православной традиции. Замечательным подвижником мистического богословия являлся епископ кавказский и черноморский Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов). Св. Игнатий Брянчанинов (1807-1867) был разносторонне образованным человеком, строгим иноком и глубоким мыслителем Русской Церкви – автором выдающихся «Аскетических опытов». В основе учения святителя лежит сознание необходимости личного ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Культурная политика Александра III, социально-экономические, научные и культурные успехи России во второй половине XIX в.»

Духовно консервативный характер царствования Александра III выразился в заботах правительства об укреплении влияния Православия, позиций Церкви на поприще воспитания и просвещения народа, чему служили в первую очередь церковно-приходские школы. Если к концу царствования Александра II и началу государственной деятельности К.П. Победоносцева в России насчитывалось 273 таких учебных заведений, с 13 035 учащимися, то к 1905 году школ стало 43 696, ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Константин Петрович Победоносцев. Консервативное значение его деятельности»

Константин Петрович Победоносцев

Константин Петрович Победоносцев (1827-1907) родился в Москве в семье профессора Московского университета, где было 11 детей. Константин был воспитан в духе преданности царю и Отечеству. После окончания училища правоведения молодой юрист служил в Сенате. В 1850-х годах Победоносцев стал читать лекции по гражданскому праву в качестве профессора университета и занялся интенсивной научной деятельностью. С 1861 г. ученый-правовед получил приглашение преподавать ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Воцарение Александра III, личность Царя-Миротворца»

Консервативный поворот, осуществленный в русской жизни государем Александром Александровичем, открыл один из самых конструктивных периодов культурной, политической, и социально-экономической истории нашей страны, преодолев отрицательные последствия эпохи Великих реформ и придав России запас государственной и нравственной основательности на десятилетия вперед. Сын Александра II взошел на престол в обстановке всеобщей смуты, вызванной убийством Царя-Освободителя. Радикальные группировки ликовали, консерваторы и умеренные либералы негодовали, ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Конфликт различных типов государственного сознания при Александре 2-м»

Чтобы достичь большей культурно-исторической ясности в понимании природы конкретных противоречий рассматриваемой эпохи, нужно увидеть мировоззренческое существо социально-политического конфликта, разросшегося в 1860-70-х годах внутри русского общества. А в своем мировоззренческом существе названный конфликт определялся столкновением трех различных типов государственного сознания: православно-национального, либерального и социалистического. Первое из перечисленных воззрений определялось традиционным пониманием государства как православной монархии, прежде всего призванной защищать истинную веру, ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Радикализация революционного движения при Александре 2-м»

После восстания декабристов до 60-х годов XIX в. революционные кружки интеллигенции и учащейся молодежи практически не угрожали государственной власти. В царствование Николая Первого преобладало патриархальное отношение между обществом и царем, когда последний, подобно своему брату Александру, свободно гулявшему по Невскому проспекту и раскланивавшемуся со знакомыми, мог позволить себе прогулки по Петербургу и появление в общественных местах практически без охраны [1]. ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Характер отмены крепостничества, влияние революции «сверху» на усиление оппозиции «снизу»»

Царское освобождение крестьян, хотя и явилось выдающимся событием отечественной истории, само по себе не решало сложнейших проблем развития русской цивилизации во второй половине XIX в. Наоборот, именно после 1861 года резко обостряются многочисленные противоречия Петербургской России. Отнюдь не случайным свидетельством этого является трагическая гибель Царя-Освободителя. Ответ на вопрос о причинах последующего расстройства общественно-государственной жизни можно дать, если учесть, что реформа ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Особенности крепостного права в России, земельное мировоззрение крестьянства»

Продажа дворовой девушки на картине художника Николая Неверева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» (1866; Москва, Третьяковская галерея)

Рассматривая в свое время социальные последствия петровских преобразований, мы отмечали, что государственная европеизация России привела к оформлению двух различных культурных укладов в русском обществе: гражданского (интеллигентно-городского) и общинного (крестьянско-деревенского), причем значительная часть последнего попала в крепостную зависимость от европеизированного дворянского сословия. Мы признали также историческую неизбежность и относительную целесообразность такого противоречивого социального порядка, поскольку худо ли, бедно ли, но он ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Личность Царя-Освободителя Александра II»

Воцарение Александра II открыло период многосторонних и подчас радикальных изменений российского общественно-государственного и социально-экономического строя, которые получили название «Великие реформы». Поскольку реформы 1860-70-х гг. в решающей мере являются делом Царя-Освободителя и нерасторжимо связаны с личными особенностями Александра II, на последних нам необходимо остановиться. Будущий Царь-Освободитель был первенцем императора Николая Павловича и его жены Александры Федоровны, родившимся 17 апреля 1818 года, ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Оформление славянофильства, западничества и народничества в качестве основополагающих идеологий русской интеллигенции»

Наряду с принципами отечественной религиозной философии, в 30-40-е годы XIX в. оформились три основных мировоззрения русской интеллигенции. Православно-национальное ее крыло, объединилось вокруг так называемого славянофильства. Его основными теоретиками явились И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков, которым не нравилось приставшее к ним ироническое название «славянофилы», ибо они считали себя прежде всего не почитателями славянства, а теоретиками православно-русской самобытности. Славянофильство можно определить как направление философской ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Формирование основополагающих принципов русского христианского философствования в творчестве П.Я. Чаадаева, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова»

В 1830-40-е гг. формируются основополагающие принципы русской христианской философии и программа развития отечественного философского просвещения, предопределившая на многие десятилетия развитие русской мысли. Одним из первых своеобразно-русских философов, поднявших целый круг проблем русского культурного самосознания, явился Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). Он родился 27 мая 1794 года в Нижегородской губернии в древней дворянской семье. Об его отце нам мало что известно. Мать ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Становление русской классической музыки в творчестве Глинки»

Михаил Иванович Глинка

Мысли о христианском нравственном характере, присущем русскому народу и особенно ярко проявляющемся в патриотической жертвенности его исторических представителей, легли в основу первой русской национальной оперы, давшей ряд непреходящих музыкальных символов Православной России. Этой оперой, как известно, стало творение Михаила Ивановича Глинки (1804 – 1857) «Жизнь за царя». Гениальный родоначальник нашей светской классической музыки был глубоким знатоком как современного ему европейского ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, Н.В. Гоголь как выдающиеся представители русского культурного самосознания и русской художественной словесности»

А.С.Пушкин: национальные и православные начала творчества поэта, его роль в становлении русской классической художественной культуры. Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) исследованы, кажется, всесторонне. И, тем не менее, его отношение к традиционным православным и национальным ценностям русской культуры, а соответственно его истинное место в развитии последней остается во многом неясным, а порой нарочито искаженным в силу влияния разного рода ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Становление русской классической литературы, ее основные мировоззренческие и художественно-стилевые особенности»

1820-30-е годы являются временем оформления русской светской классической литературы в качестве типологически своеобразного мировоззренческо-эстетического явления, выразившего особенности русского национального взгляда на мир, проявившего изобразительные возможности русского языка и социально-культурные особенности России. В указанный период был создан поэтический и прозаический стиль русской литературы, благодаря чему она оказалась способна воплотить любые смыслы на любом уровне бытия, воссоздать в собственной языковой стихии развитые ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Меры духовной консолидации общества, деятельность графа С.С.Уварова»

Николай I

По восшествии на престол Николай Павлович признал дело духовно-патриотического воспитания граждан важнейшей государственной задачей. Для внутреннего сплочения общества царь решил дать гимн России, у которой до Николаевской эпохи собственный гимн отсутствовал и тем самым русское государство, русская государственная идея не имели своего музыкального образа. музыкального выражения. В 1833 г. император попросил поэта Жуковского написать слова национального гимна. Следует напомнить, что ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Восстание декабристов и основные задачи царствования Николая Павловича»

Николай I на Сенатской площади 14 декабря 1825 года

Вооруженное выступление заговорщиков на Сенатской площади в значительной мере предопределило основные черты нового царствования. Как известно, декабристы выносили свои идеи в тайных обществах, построенных по типу масонских лож, с уставами и деятельностью которых русские офицеры познакомились в период пребывания российской армии на территории разгромленной наполеоновской Франции. Идеология декабризма один к одному воспроизводила наследие французских просветителей XVIII в. Малую применимость этого ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Личность императора Николая I»

Николай I

Взошедший на престол в день восстания декабристов, император Николай I решительным образом отреагировал на все отрицательные последствия правления своего брата. Николай Павлович предпринял меры по духовному сплочению общества, укреплению государственной власти и традиционных начал отечественной цивилизации в противовес революционному влиянию Европы. Новый царь сумел осуществить этот консервативный курс в силу того, что был воспитан в ином духе, нежели Александр I. ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Православная духовность и богословская мысль в первой четверти XIX в.»

Преподобный Серафим Саровский

В рассматриваемое время русская православная духовность продолжает свое развитие, достигая новой высоты, вопреки всем отрицательным влияниям времени. В лице иноков, служителей Церкви, огромного числа простых людей и многих представителей высшего культурного слоя Россия оставалась верной хранительницей христианской традиции. Продолжал развитие возникший в конце XVIII в. тип православного подвижника и религиозного деятеля, соединяющий религиозно-мистическую одаренность с широким просвещенным кругозором и развитой ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Н.М. Карамзин и его роль в становлении русской классической культуры»

В формирование основополагающих принципов русской классической литературы, общественной мысли, историографии огромный вклад внес Николай Михайлович Карамзин (1766 -1826). Он был выходцем из богатой дворянской семьи, детство провел под надзором малообразованного отца и мачехи и подростком попал на воспитание в частный московский пансион, что принесло Карамзину пользу прежде всего в изучении иностранных языков. Кончив курс, он стал посещать университетские лекции, а ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Пробуждение философской потребности в русском обществе, деятельность кружка любомудров»

В 1820-е годы наблюдается пробуждение философских интересов в кружках образованной молодежи, ибо становление философской культуры в России было необходимым для самосовершенствования русского человека, прояснения национального самосознания, развития отечественной цивилизации, для содержательного углубления художественной словесности. «Нам необходима философия, – писал И.В. Киреевский: – все развитие нашего ума требует ее. Ею одною живет и дышит наша поэзия: она одна может дать душу ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Салон и кружковая общность – формы культуротворческого процесса в России»

Начиная с Александровского периода и до середины XIX века большую роль в развитии отечественной культуры играли дворянские салоны и кружки единомышленников. Русские салоны возникли в XVIII в. по примеру аристократических гостиных Франции. К числу ранних отечественных салонов следует отнести литературные собрания у Екатерины II, И.И. Шувалова, Г.Р. Державина. В первой четверти XIX в. русские салоны стали крайне своеобразным культурно-историческим феноменом ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Опыт Отечественной войны 1812 г. и развития русского культурного самосознания»

Героическое время борьбы с наполеоновским нашествием дало мощный стимул нашему национальному самосознанию, породило патриотического подъем в русской культуре. Война повлекла разочарование во Франции и отвращение от нее значительных кругов европеизированного дворянства. Она подняла значение идеи народности, поскольку выявила роль народа в государственной жизни. Народ, спасший государство, возвысил себя в своих собственных глазах и в глазах дворянства, которое отныне не могло ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Личный характер Александра I, духовная специфика Александровского периода»

Александр I

12 марта 1801 г. на императорский престол вступил Александр I (1777 – 1825), с именем которого связана значительная эпоха в истории отечественной культуры. Александровское время явилось периодом мистических устремлений и политических мечтаний в высшем слое русского общества, временем общенародной борьбы с наполеоновской Францией, политического возвышения России и подъема русского патриотического чувства. Но во всех впечатляющих исторических деяниях и эмоциональных импульсах ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «XIХ век как эпоха истории русской культуры»

XIX в. получил название «золотого века» русской культуры, ибо явился временем становления и динамичного развития классических форм культурной жизни в России, благодаря которым наша страна заявила о себе как о своеобразном духовно-историческом организме, обрела собственное место и значение в международных культурных связях. Именно в XIX столетии процесс государственной европеизации и секуляризации российского общества, начатый Петром I, привел к созданию национально ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Духовный подъем в Русской Церкви в XVIII столетии»

Твердую защиту русских культурно-исторических устоев от критики западных оппонентов и доморощенных революционных мечтателей-утопистов русские православные мыслители и деятели могли осуществлять только потому, что за их идеями стояла духовная реальность великого православного народа, живая Русская Церковь – верная хранительница изначального христианства. Это обеспечивало христиански мыслящим и любящим свое Отечество русским людям несравненно более благоприятное положение для защиты вековых духовных ценностей, сравнительно ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Рост православно-национального самосознания у представителей дворянского общества, первые признаки идеологии русского просвещенного консерватизма»

В оппозиции к рационалистическим и революционным идеям французского Просвещения в России второй половины XVIII века развивается собственно русское просвещенное самосознание. Одним из замечательных его представителей можно считать великого полководца и военного мыслителя Александра Васильевича Суворова (1729 – 1800) – графа Рымницкого, князя Италийского. Суворов начал свою службу в то время, когда в Европе господствовало просветительское мировоззрение, отличавшееся верой в разум, ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Политические и философские воззрения А.Н.Радищева»

Александр Николаевич Радищев

В наиболее радикальной форме влияние французской просветительской идеологии сказалось на политических воззрениях Радищева. Александр Николаевич Радищев (1749–1802) родился в дворянской семье, получил хорошее домашнее образование. Гувернером у него был образованный француз, бывший член руанского парламента. Возможно, этот учитель положил начало знакомству Радищева с просветительской политической философией. В 1762 г. во время коронации Екатерины II Радищев был зачислен в пажеский корпус. ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Элементы беспочвенности в культурном сознании дворянского общества, особенности влияния на него французской просветительской литературы»

Инаугурация Императорской Академии художеств 7 июля 1765 года, картина В. Якоби

В эпоху Екатерины интенсивно продолжилась секуляризация общественно-культурной жизни. При всей необходимости этого процесса для развития российской цивилизации и при объективной возможности поставить формы светского культурного творчества на службу традиционным духовным ценностям русского народа, во второй половине XVIII века в мировоззрении и образе жизни значительной части высшего слоя наблюдается возрастающие отчуждение от отечественной культурной почвы и некритическое восприятие новейших западных идей. ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Социальная политика Екатерины, культурно-исторические последствия освобождения дворянства»

Екатерина II

Екатерина II активно продолжила ту сословную политику, начало которой положил Манифест Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (18 февраля 1762). Согласно ему дворяне освобождались от обязательной воинской и гражданской службы. Важнейшим актом социальной политики Екатерины явилась Жалованная Грамота дворянству (1785), предоставившая последнему целый ряд личных и сословных прав, свобод и привилегий. Дворяне не только освобождались от ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Развитие экономики, науки, образования, литературы и искусства в России второй половины XVIII века»

Инаугурация Императорской Академии художеств 7 июля 1765 года, картина В. Якоби

В царствование Екатерины Великой Россия сделала новые успехи в области экономического развития. Этому способствовала отмена былых ограничений народной инициативы и предпринимательской активности. Указом 1767 г. и манифестом 1775 г. Екатерина ликвидировала промышленные монополии и утвердила свободу предпринимательства. Необходимость «разрешительных указов» на открытие нового предприятия отпала. Устройство всякого рода промышленных заведений было объявлено совершенно свободным для всех. Крестьянам была предоставлена возможность ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Императрица Екатерина II как культурный и государственный деятель, общая характеристика Екатерининского периода»

Императрица Екатерина Вторая

С образом императрицы Екатерины Второй (царствовавшей в 1762 – 1796 гг.) тесно связан образ эпохи российского Просвещения, то есть того периода в истории цивилизации, когда человеческая мысль претендует стать высшим судьей жизни и исторического опыта, а наука вызывает псевдорелигиозное почитание, оттесняя на второй план традиционную религию. Немецкая принцесса ангальт-цербская по рождению, француженка по воспитанию, Екатерина (захватив с помощью гвардии престол ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Михаил Ломоносов как выдающийся деятель русской культуры»

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) был человеком универсальных дарований: выдающимся ученым, мыслителем, художником и поэтом. Его деяния составили целую эпоху в истории отечественной культуры, а образ его личности имеет особую силу духовного воздействия на всякого, кто с любовью изучает эту историю. Ломоносов был волевым, целеустремленным, подчас жестким в суждениях и неуемным в начинаниях великим деятелем. Он отличался добродушием, но, по словам ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Особенности национально-культурных задач и художественная специфика русской литературы в XVIII – начале XIX вв.»

Рассматривая функции русской литературы в контексте общего культурно-исторического развития России, следует понимать, что в XVIII столетии отечественные поэты и писатели решали отнюдь не только художественные проблемы. Они работали над созданием русского литературного языка, средствами художественной словесности формировали русское национальное самосознание, соотносили традиционные православные ценности с ценностями новой секулярной культуры. Следует в полной мере учитывать тот факт, что в XVIII веке, ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Развитие отечественной литературы в Елизаветинский период»

Василий Кириллович Тредиаковский

Елизаветинский период сыграл заметную роль в процессе формирования предпосылок русской классической литературы. Одним из видных писателей в то время оставался Василий Кириллович Тредиаковский (1703 – 1768), начавший свою творческую деятельность в царствование Анны Иоанновны. Тредиаковский был сыном священника. Детские годы его прошли в Астрахани, где он изучил латинский язык в школе католических монахов. Затем он учился в Славяно-греко-латинской академии. В ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Личность императрицы Елизаветы, культурно-исторические особенности Елизаветинского периода»

Елизавета I Петровна

25 ноября 1741 г. при решающей роли гвардии Елизавета была провозглашена императрицей. Она царствовала не без пользы и не без славы для своего Отечества 20 лет по 25 декабря 1761 г. Елизавета была хороша собой. Герцог Лирийский писал: «Принцесса Елизавета, дочь Петра I и царицы Екатерины, такая красавица, каких я никогда не видывал. Цвет лица ее удивителен, глаза пламенные, рот ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Смутное состояние русского государства и общества в период от смерти Петра I до воцарения Елизаветы»

Таннауер И.Г. Портрет Петра I на смертном одре. 1725. ГЭ

После смерти Петра Великого во главе России оказались его ближайшие сподвижники. Они не усвоили государственной идеологии царя-преобразователя, отчасти потому, что были к этому малоспособны, отчасти потому, что воспитательные методы Петра, зачастую прибегавшего к своей знаменитой дубинке, могли содействовать воспитанию дворовых слуг царя, а не государственных мужей. В.О.Ключевский пишет, что петровская компания, оставшись без государя, начала дурачиться над Россией тотчас по ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Культурно-историческое значение петровских реформ»

Петр Великий явился не только великим реформатором, но и великим наследником Московской Руси, во всем том, что касается неразвитости русского просвещения и самосознания. В силу своего реформистского порыва он сумел решительно перевернуть общественно-государственную жизнь, а в силу изначального недостатка самосознания объективная историческая потребность усовершенствования отечественной цивилизации стала удовлетворяться полуслепым путем проб и ошибок. В итоге, первая четверть XVIII столетия явилась ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Двойственность Петербургского культурного типа»

Существенные изменения русского общественно-государственного бытия повлекли за собой раздвоение и усложнение укладов культурной жизни реформированного государства. Наряду с религиозно ориентирующим бытие народа православно-национальным укладом, питающимся из духовных ресурсов идеи «Святой Руси» и мессианской идеологии «Москва – третий Рим», в России возник уклад секуляризированной государственной культуры, призванный символизировать высокую разумность и широкую универсальность новоявленной империи. Провозглашение в 1721 г. России империей, ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Изменение идеологии и характера государства при Петре I»

Преобразования Петра повели страну по пути огосударствления всех сторон русской жизни, не исключая сферу религиозного сознания. Теперь уже не столько церковная вера и православно-национальная идея «Святой Руси» освящала государственную власть, сколько власть освящала веру, а служение государству и Великой, имперской России становилось высшим смыслом существования личности. Так родился российский абсолютизм – идеология и государственная система, вытекающие из освящения, сакрализации государственной ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Мировоззренческие течения и культурные деятели эпохи Петровских преобразований»

Преобразования Петра I, демонстративно порывавшего со многими основополагающими представлениями московской православно-государственной культуры, ополчавшегося против отеческой старины, порой намеренно оскорблявшего религиозные чувства подданных и возлагавшего на них новое бремя принудительного труда, не могли не породить в стране широкого движения духовной оппозиции. Противоцерковная деятельность Петра, свирепые казни стрельцов, кощунственные выходки «Всешутейшего и всепьянейшего собора», снятие колоколов, для изготовление из них пушек, давали ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Содержание основных реформ первой четверти XVIII в.»

а. Военная реформа: создание регулярной армии и военного флота. В ходе Северной войны (1709–1721) под непосредственным руководством Петра была создана русская регулярная армия, одержавшая победу над шведскими вооруженными силами, считавшимися самыми боеспособными в Европе. Для комплектования армии солдатами прежний беспорядочный и случайный их набор был заменен периодическими рекрутскими наборами, первый из которых был произведен в 1705 г. Для подготовки офицерского ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Личность Петра Великого, цели и характер его реформ»

Петр родился в Москве 30 мая 1672 г. , явившись четырнадцатым ребенком царя Алексея Михайловича и первым от его второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Детство будущего императора прошло в окружении иноземных вещей – заморских кукол, музыкальных ящиков и клавикордов, которые уже успели заполнить женскую половину и детские комнаты кремлевского дворца. По старому русскому обычаю Петра начал учить с пяти ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Усиление западного влияния в культурной жизни и культурном самосознании, полемика восточников и западников»

Симеон Полоцкий

Как мы знаем, православное население Московской Руси относилось в иноверцам-иностранцам весьма подозрительно. Польско-шведская интервенция в период смутного времени не без оснований усилила это чувство в народной среде. Во второй половине XVII в. отец Михаила Федоровича Романова патриарх Филарет, пробыв десять лет в польском плену, был решительным противником всех западных влияний. Он поставил одной из своих главных задач защиту Православия и ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Новые явления в развитии русской цивилизации, архитектуры и художественной культуры в XVII столетии»

Церковь св. Дмитрия. XVII век. Углич.

В XVII столетии цивилизация и культура России продолжают свое весьма своеобразное развитие, реагируя на новые потребности времени. Важным явлением в истории отечественной цивилизации стало начало в первой половине названного столетия отечественного мануфактурного производства. Голландский купец А. Виниус, перешедший в русское подданство, в 1632 г. получил царскую жалованную грамоту на устройство около Тулы заводов по производству чугуна, железа, пушек, котлов. Несколько ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Программа просвещения Московской Руси в книге Юрия Крижанича «Политика»»

В XVII веке мы видим дальнейшее развитие русской мысли. Возросший уровень образованности людей, потребность уяснить события раскола, самобытность развития и культурные задачи русского государства – все это стимулировало оживление в русском обществе умственных интересов. Однако самый значительный по глубине и широте воззрений опыт культурного самосознания второй половины XVII в. мы находим в сочинениях приезжего славянского мыслителя Юрия Крижанича (ок. 1618-1683). ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Культурно-исторический смысл и значение раскола как фактора развития русской общественной жизни и русского самосознания»

Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова», 1887 год

Судя с чисто богословской точки зрения, раскол не повредил оснований православной традиции на Руси, поскольку не касался собственно догматических вопросов. Однако он нанес страшный удар по русскому народно-православному самосознанию, рассек прежде существовавшее органическое единство жизни народной и церковной. Он сузил возможность естественного развития русских самобытных начал в сферах церковности и государственности, изгнал за их пределы огромные народные силы. Традиционное религиозное ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Раскол Русской Церкви»

Раскол можно определить как религиозно-мировоззренческое и социально-бытовое размежевание между приверженцами старого обряда и реформированной Русской Церковью, возникшее в середине XVII в. вследствие церковной реформы, проведенной патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Замысел церковной реформы возник при государевом дворе. Желание овладеть Константинополем как законным наследством русских царей, освободить православные народы и Святую Землю от турецкого владычества, упрочить единство Православной Церкви, побуждали ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Предпосылки церковного раскола, природа грекофильского направления в русском культурном самосознании»

Непосредственной предпосылкой раскола русского церковного общества стало разногласие по вопросу о корнях неустройств в религиозно-нравственной жизни народа после окончания смутного времени. При этом ясно обозначились русско-православная и грекофильская группы ревнителей благочестия. Первая, группа, объединявшая, главным образом, провинциальных церковных деятелей, в состав которой входили такие популярные священники, как Иван Неронов, Аввакум Петров, Логгин Муромский, Даниил Костромской, руководствовалась идеями Святой Руси и ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Внутренние и внешние факторы осложнения русского исторического развития»

Васнецов А. М. Московский кремль при Иване III

Для осознания внутренних противоречий развития московского царства необходимо понять, что хорошо известные нам духовно-нравственные достоинства Московской Руси оказались глубоко связаны с недостатками свойственного ей типа цивилизации. Органическое единство религии, государственности и национальности, обусловившее исключительную крепость и выносливость народно-монархического строя, вместе с тем обусловило чрезмерную статичность и негибкость цивилизационных механизмов тогдашней России. Осознав Москву Третьим Римом, великоросс, образно говоря, замер, застыл ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Смута 1598-1613 гг. и ее культурно-исторические следствия»

Многие несовершенства общественной жизни Московского государства, противоречие между идеалом Третьего Рима и реальной действительностью обнаружили события смутного времени. Чтобы понять причины Смуты 1598-1613 гг., следует учесть, что в московском государственном порядке господствовало начало повинности, которое оставляло слишком мало места частным интересам. В.О. Ключевский назвал такой порядок «тягловым строем». Тягловой строй не формулировал и не обеспечивал ничьих прав, ни личных, ни ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Развитие личностного начала внутри традиционного русского общества в XVII в., особенности личностного сознания человека Московской Руси»

Московский Собор 1490 г. на еретиков-жидовствующих. Миниатюра из Лицевого летописного свода.

XVII век – переломное время в истории отечественной культуры, когда социальным образом начало проявляться ослабление органически-традиционных устоев русского общества и пробудилось личностное сознание в широких слоях народа. Причем, в отличие от Западной Европы, русское культурное самосознание было еще чуждо ценностям светской культуры, принципам европейского индивидуализма, рационализма, оставаясь проникнутым религиозными верованиями и устремлениями. Следовательно, как это и отмечают вдумчивые историки, широкое ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Домострой»

Андрей Рябушкин. Купеческая семья XVII века

Судебник 1550 г., Степенная книга, Лицевой летописный свод, Чин венчания на царство, Стоглав, Великие Четьи Минеи – все это памятники  упорядочения общественно-государственной и церковной жизни в XVI веке. Стремление подчинить все вокруг определенной, строгой системе миропонимания, исходящее от церковной и государственной инстанций, распространяется также на семью и домашний быт людей того времени. Книгой, в которой содержались правила и нормы поведения ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Мировоззрение и быт русского народа в XVI – XVII вв.»

Насколько мы можем судить по дошедшим до нас источниками, в результате многовекового влияния Церкви сознание подавляющего большинства русских людей, живших в XVI – XVII вв., было проникнуто живым религиозным чувством. Его воспитывало православное богослужение, которому в восточно-христианской традиции придается исключительно важный духовно-мистический смысл. Понимание Русского царства как оплота истинной веры наделяло верхи и низы народа чувством ответственности за хранение Православия. ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Достоинства московской системы и недостаток национально-государственного самосознания в московский период»

Завершая рассмотрение проблематики данной главы, следует сделать два основных вывода, важных для понимания дальнейшей логики развития русской общественно-государственной жизни и отечественной политической культуры. Первый вывод состоит в том, что московская общественно-государственная система обладала многими принципиальными достоинствами, ибо была рождена не из недр политической теории, а как бы самой жизнью, под влиянием православной веры, национальной русской духовности  и обстоятельств тяжелой круговой ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Развитие политической публицистики. XVI век»

С XVI века наблюдается активизация умственной жизни в русском обществе, что было тесно связано с формированием отечественного христианского мессианизма, началом книгопечатания, осмысления мировых задач Русской Церкви и  Русского царства. В центре внимания мыслителей и публицистов того времени находились прежде всего вопросы государственного устройства, миссии царской власти и обеспечения праведного правления. Повышенное внимание древне-московской государственной мысли к необходимости осуществления тесной связи ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Общий характер общественно-государственной и правовой системы Московской Руси, единство самодержавия и земского самоуправления»

Если попытаться дать самую  общую характеристику московской общественно-государственной системы, то следует назвать ее православным русским государством, органично соединившим христианский духовный универсализм с ярко национальным общественно-культурным типом. При заметном присутствии инородческого элемента, иноплеменные группы здесь в основном принимали русскую культуру. Высшие слои неславянских народностей входили в высший служилый класс, а низшие несли тягловые повинности наравне с простым русским народом. Московскую Русь ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Московские традиции государева двора»

Московский царь подавал народу личный пример православного благочестия и самоотверженной национально-государственной службы. Вступление государя на престол сопровождалось духовно содержательным обрядом венчания на царство, сложившимся под влиянием  византийского церковно-государственного опыта. Венчание на царство по определенному церковному обряду было впервые совершено по воле великого князя Ивана III над его внуком Дмитрием в Успенском соборе московского Кремля 4 февраля 1498 г., однако первым ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Монархическая власть в Московской Руси сравнительно с императорской властью в Византии»

Коренное своеобразие отечественного самодержавия и его отличие от византийской монархии определялось органичным, столь характерным для всего культурно-исторического типа русской цивилизации сочетанием  православного духа с глубоко самобытным национально-душевным укладом. В традиционной России царь получил значение личного выразителя идеала Божией Правды, сущего в душе православного русского народа, а потому добродетельность, смиренность и кротость государя становятся здесь наиважнейшими признаками царского служения, требующего трезвенного ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Религиозные и национально-психологические основания православного самодержавия»

Вряд ли можно найти среди проблем русской истории вопрос, который под влиянием разного рода предрассудков и преходящих политических соображений освещается  наиболее противоречиво и искаженно,  чем  природа и особенности самодержавия. Причем в российском историографическом и общественном мнении утвердился и получил преобладающее влияние вовсе не русский, не православно-традиционный взгляд на характер отечественной монархии. Под влиянием бездушных иноземных политических понятий и ходульных революционных ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Усиление духовной самобытности и политической самостоятельности Московской Руси, особенности развития культуры и цивилизации в XVI веке»

Подъем отечественного православно-национального самосознания повлек за собой новые политические и культурные успехи Руси, или Русии. (В XV в. слово Русь заменяется понятием Русия, а с 1517 г.  появляется и производное от греческого слово Россия [1].) Середина ХVI в. ознаменовалась расцветом московского церковно-государственного духа. Присоединение Казанского и Астраханского ханств открывало для колонизации огромные пространства плодородных и малонаселенных земель. На повестку дня ...

Читать дальше »

Юрий Булычев: Развитие русского церковного самосознания

Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле

«Развитие традиции православного иночества, русской церковной жизни и русского церковного самосознания» Ангел-Хранитель России преп. Сергий Радонежский своим благодатным  духовным влиянием породил целый поток святости. До одиннадцати учеников Сергия еще при его жизни явились основателями монастырей и затем стали святыми Русской Церкви. Энергичная река иноческой жизни потекла из Троице-Сергиевой лавры двумя потоками: на юг, к Москве, в центр общественной жизни молодого ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Формирование основополагающих мифологических символов русского православного самосознания»

В эпоху становления русского христианского мессианизма происходит формирование фундаментальных мифологических символов нашего православного самосознания, которые на столетия вперед предопределили самобытные установки мысли, религиозно-нравственной, культурной, государственной  деятельности русского народа и его выдающихся творческих представителей. Необходимо учесть, что всякого рода сознательная культурная деятельность осуществляется на живой духовно-мифологической почве, которая дает первичный материал человеческому творчеству. Последнее носит глубоко индивидуальный характер, но всегда имеет ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Становление русского христианского мессианизма, учение «Москва – третий Рим» и ее мировоззренческие особенности»

Процесс идеологического уяснения роли страны в качестве царственной православной державы пошел по  двум логически связанным путями: по линии понимания Руси как центра христианского благочестия и по линии осмысления ее как политического центра мировой истории, властно удерживающего мир на пути служения Божией Правде. Первая линия выражается такими преданиями как «Повесть о белом клобуке» (1480-1490-е гг.), согласно которой белый клобук – символ ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Возвышение православно-державного значения Московской Руси в ХIV–ХV веках»

Васнецов А. М. Московский кремль при Иване III

В 1439 г. на соборе во Флоренции была заключена уния между Греческой Церковью и Римско-католической, предусматривавшая принятие первой догматов католицизма. Уния была подписана участвовавшем в соборе главой русской церковной иерархии, греком или болгарином по происхождению митрополитом Исидором. В начале 1441 г. Исидор вернулся в Москву и в качестве предстоятеля Русской Церкви огласил акт Флорентийского собора с амвона храма Успения Пресвятой ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Воплощение великорусского духовного подъема в нравственном сознании общества, архитектуре, иконописи XIV–XV вв.»

Преподобный Сергий скончался в 1392 году. Он предвидел день своей кончины и заранее назначил себе преемника. Через 32 года мощи св. Сергия были открыты совершенно нетленными, даже одежда не поддалась порче. Святой благоверный князь Дмитрий Донской умер в 1389 году. Он не сумел окончательно освободить Русь от татарского гнета, но, вдохнув в русский народ веру в собственные силы и покровительство ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Духовное и политическое сплочение русского народа, Сергий Радонежский и Дмитрий Донской»

Ю. Понтюхин. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский

В курсах истории России еще с дореволюционных времен укоренилась привычка говорить о создании Московского государства прежде всего как о процессе политического самоутверждения хитрых и жадных московских князей. Для этого есть основания. Москва досталась наследникам одной из младшей линии Рюриковичей. Поэтому московский князь не мог надеяться по очереди старшинства занять великокняжеский престол и вынужден был раньше и решительнее других владетельных сородичей ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Перемещение жизненного центра Руси на северо-восток, многообразные следствия этого сдвига»

Городское строительство в Москве конца 14 века. Миниатюра летописного свода. 16 век

Под влиянием княжеских усобиц, половецких нападений, и сопутствующего им хозяйственного упадка Киевского княжества с середины ХII в. становятся заметны признаки запустения Поднепровья. Население отливает оттуда двумя потоками, меньший из которых направляется на запад, вглубь Галиции и Польши, а больший на северо-восток, в междуречье Оки и верхней Волги. Такого рода  миграция древнерусской народности полагает начало образованию трех ветвей единокровного и единоверного ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Возрастание чувства русской духовной общности в условиях распада киевской государственности»

Илья Глазунов - Защитники Града Китежа

Социально-культурное развитие Руси в период распада Киевского государства и политической раздробленности русских земель определяется болезненным противоречием между религиозно и нравственно укрепляющимся русским национальным единством, с одной стороны, и княжеским многовластием, неизбежно раскалывающим государственную целостность страны, с другой. В то время как русские все более ясно начинают осознавать свою принадлежность к одной религии, одной земле, одной национальной общности и одной культуре, ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Культурное развитие Руси в период политической раздробленности XII-XV веков»

Тенденции к феодальному дроблению земель Киевской Руси проявляются уже в середине XI века после кончины Ярослава Мудрого (1054). Владимиру Мономаху, княжившему в Киеве в 1113 –1125 гг., удалось приостановить эти процессы, но вскоре после его смерти Великое княжество Киевское окончательно распадается на множество самостоятельных уделов, хотя формально сохраняется старшинство киевского престола. Эпоха политической раздробленности охватывает большой временной отрезок – от ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Своеобразие русского типа святости»

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб

Утверждение православной традиции на Руси объясняет особое почитание в древнерусском обществе идеала святости и святых подвижников. Следует напомнить, что понятие «святость» в Православии глубоко связано с понятием о свете, сиянии, чистоте  как духовных свойствах Бога, Его энергии, Его Славы. Святость есть свойство Бога, которое человеку может быть присуще лишь в силу его духовной связи с Божеством. Святым в православной традиции ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Отражение древнерусского религиозно-нравственного сознания в «Поучении» Владимира Мономаха»

Владимир Всеволодович Мономах

Насколько нравственно глубоко, искренне и сердечно была воспринята христианская вера русскими людьми на заре своей национальной истории  можно судить и по такому выдающемуся памятнику древнерусской духовной культуры, как «Поучение» великого князя Владимира Всеволодовича (1053–1125). Князь Владимир Всеволодович, прозванный Мономахом, поскольку его дед по материнской линии был византийский император Константин Мономах, предстает в нашей истории как мудрый, просвещенный правитель и законодатель, ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Формирование древнерусской народности и русского православного миросозерцания»

Становление своеобразной культуры Киевской Руси было органически связано с формированием достаточно самобытного субъекта этой культуры – древнерусской народности, сложившейся на базе довольно крупных этнических общностей восточного славянства, именуемых в летописи полянами, древлянами, кривичами, волынянами, словенами и др.  Языковая, территориальная, государственная и религиозная общность Великого княжества Киевского была сопряжена с пробуждением и развитием сознания единства Руси в ее духовной целостности и ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Строительство православной культуры в Киевской Руси»

Христианизация древнерусского общества, начавшаяся с конца X в., способствовала формированию нового духовно-личностного образа мира в сознании наших давних предков. Именно произошедший духовный перелом и обусловил быстрые, радикальные изменения в жизни Киевской Руси, сделал возможным то, что под влиянием культурного опыта Византии и Болгарии в древнерусском обществе возникают  письменность, литература, первые опыты богословский и философской мысли,  музыка,  архитектура, изобразительное искусство, закладываются ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Культурно-исторический смысл приобщения Руси к греко-православной традиции»

Для понимания культурно-исторической важности принятия Киевской Русью христианства именно от Восточной Римской империи (Византии), следует хотя бы в самом сжатом виде сказать о том, что собой представляла византийская цивилизация и какого рода религиозно-духовную традицию она предала Древней Руси. Начать уместно с напоминания, что цивилизация Византии, в лоне которой сложились догматика и культ Православия, являлась цивилизацией не чисто европейского и не ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Слово о законе и благодати»

Мысль о подобном сочетании как великом историческом событии нашла свое выражение в торжественном «Слове» митр. Илариона. Иларион – первый русский по происхождению митрополит – родился в конце Х в. Он отличался строгой подвижнической  жизнью, был епископом Ростовским, а затем, по желанию Ярослава Мудрого, поставлен митрополитом Киевским в 1051 году. Митрополитом он был недолго. В 1055 г. встречается уже имя другого ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Начало Православной Руси первый опыт христианского благочестия и богатырства»

Князь Владимир вернулся в Киев с твердым намерением крестить свой народ. Он привез из Херсонеса священников,  мощи святых, кресты, иконы, богослужебные книги и сосуды. В Киеве князь предложил стать христианами своим двенадцати сыновьям, которые крестились в водном источнике, прозванном Крещатиком. Вслед за ними крестились многие бояре. Затем Владимир велел низвергнуть языческих идолов, одних изрубить, других сжечь, главного же – Перуна ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Выбор православной веры князем Владимиром»

Материал лекционного курса. Мы никогда не узнаем, что случилось в душе язычника  Владимира, заставившее этого вероломного, жестокого, похотливого и буйного князя искренне принять Православие и полностью изменить свое мировоззрение и свои низкие привычки. Однако, судя с внешней стороны, многие обстоятельства предрасполагали  Русь  и киевского правителя к принятию христианства. Христианство уже являлось мировой религией, в лоне которой развивались утонченная духовность и ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Духовное состояние Руси перед принятием христианства»

Материал лекционного курса. Согласно летописному сказанию, в 882 г. новгородский князь Олег, хитростью захватив и затем убив киевских князей Аскольда и Дира, объединил под одной властью новгородский север и киевский юг. Осуществив покорение соседних славянских и финских племен и подчинив своему контролю обширные пространства по обе стороны великого водного пути «из варяг в греки», Олег положил начало первой форме общерусского ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Гибрид русского радикализма»

(Культурно-исторические размышления) Проблематика и понятия Обсуждая тему радикализма в исторической жизни России, различные авторы, как правило, обращаются к опыту «левых» радикалов. Действительно, склонность к леворадикальным идеям и методам политической борьбы при слабости консервативного направления в русском общественном сознании – характерная черта нашего социально-исторического развития в XIX – XX столетиях. Исторические «достижения» русских «леваков» столь же бесспорны, как и неудачи им ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Родина и истина»

Материалы круглого стола по теме: «Умом Россию не понять»1 Один из ключевых вопросов русской мысли, который служит водоразделом основных ее направлений, – вопрос об отношении двух фундаментальных ценностей: Родины и Истины. Ряд видных отечественных философов, склонных к рационализму и космополитизму, среди которых на первое место следует поставить П. Я. Чаадаева, В. С. Соловьева, Б. Н. Чичерина, потратили много сил для обоснования того, что некие универсальные общечеловеческие принципы ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «»Черносотенство» и трагедия русского самосознания в ХХ веке»

Николай II приветствует черносотенцев

Впервые мое внимание к пророческому значению «черносотенных» идей привлек в конце 1980-х гг. ныне широко известный, к сожалению не так давно скончавшийся, писатель Игорь Львович Бунич (царство ему небесное). В одной из наших тогдашних бесед об истории России этот оригинальный, самобытно образованный человек, работавший в то время вахтером, на мой вопрос, о том, какое течение дореволюционной общественной мысли было наиболее ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Православие, Россия и современная цивилизация»

Название данной статьи подразумевает актуальнейший вопрос русской мысли. Недостаточная проясненность отношения православной традиции и современной цивилизации усугубляет принципиальный раскол сфер церковной и социально-культурной жизни в России и в других православных странах. При этом Православие остается как бы неким заповедником христианской духовности вне практической связи с социальным бытием, а последнее оказывается под властью отчужденного экономико-технологического механизма, предоставленного самому себе (то есть ...

Читать дальше »

Юрий Булычев «Народность, нация и национальный дух как первоначала человеческого существования»

Задача углубления и прояснения нашего национального самосознания предельно обострена сегодня самой историей. Вновь под вопросом существование русского народа и России в их духовной самобытности, великодержавном предназначении и культурно-историческом своеобразии. Однако в этот роковой момент русской судьбы мы ощущаем под рукой главным образом “легкое” оружие публицистики, не располагая в достатке “тяжелым” теоретическим вооружением для защиты своей народной индивидуальности. А именно, – ...

Читать дальше »